Как составить бизнес план

Бизнес-план представляет собой особым образом составленную экономическую программу управления предприятием, которая включает поэтапную стратегию формирования, и развития предприятия от начала производства продукции до определения рынка ее сбыта. Другими словами – это схема построения собственного бизнеса.

бизнес план

Существуют единые требования к построению и оформлению документации проектов, разработанные международной организацией UNIDO. Согласно им, каждый бизнес план производства должен обязательно содержать обязательные разделы.

Разделы бизнес-плана

1) Обзорный раздел или резюме. Эта важнейшая часть должна быть представлена в виде отдельного документа, потому что все инвесторы, без исключения, читают этот раздел. В резюме указывается размер необходимого кредита на развитие бизнеса, сроки и варианты его погашения, а также гарантии и обеспечение кредитуемой суммы. Эти основные вопросы должны быть изложены грамотно, четко и в полной мере отражать суть проекта. Остальные же разделы бизнес-плана – это развернутое описание фактов, перечисленных в резюме и их практическое осуществление. Поэтому, если резюме составлено сбивчиво, некачественно, в тексте есть грамматические или речевые ошибки, то не стоит надеяться, что потенциальных инвесторов привлечет такой проект, даже если он действительно стоящий. Необходимо помнить о том, что обзорный раздел – это лицо всего бизнес-плана.

2) Описание предприятия. Здесь приводится краткая характеристика будущего предприятия, цели, задачи проекта, финансово-экономические параметры его деятельности, а также указывается конкретная отрасль экономики и место предприятия в ней. Кроме того, нужно указать географию проекта, использование рекламы для раскручивания бизнеса, особенности системы управления и требуемый кадровый состав.

3) Описание продукции или предоставляемых услуг. Каждая разработка бизнес-плана должна самым тщательным образом раскрывать характеристику и особенности будущей продукции или услуги: наименование, отличия от конкурентов, безопасность, экологичность, подготовленность к производству, принципы ценообразования. Важно изготовить и приложить к описанию чертеж или фотографию продукта.

4) Анализ рынка сбыта. Этот раздел должен убедить потенциального инвестора в том, что его затраты не будут напрасными, а продукт окажется конкурентоспособным и займет свое место на современном рынке. В этом разделе необходимо сделать акцент на стратегии привлечения покупателей, ценовой политике и рассчитать возможный объем сбыта.

5) Производственный план. Эта часть поэтапно раскрывает путь производства и реализации продукции, включая календарный план процесса, а также расчет объемов расходов на производство и содержание персонала.

6) План сбыта. Отражает все факторы, влияющие на сбыт продукции, условия ее оплаты, наличие сезонных распродаж или скидок, издержки производства и цены конкурентов на аналогичный товар.

7) Финансовый план. Для привлечения внимания инвесторов, нужно четко и подробно отобразить сроки окупаемости бизнеса, индекс доходности, уровень ответственности заемщика, гарантии выплаты займа и составить примерный график выплат.

8 ) Анализ чувствительности проекта должен отражать расчет возможной его неустойчивости к внешним и внутренним экономическим изменениям.

9) Экологическая информация и перечень нормативных документов, разрешающих производство, с указанием сроков их получения.

10) Приложение. Этот раздел содержит объемные графики, таблицы, расчеты и правовые документы.

Составление грамотного бизнес-плана очень важно для продуктивного сотрудничества с инвесторами, банкирами и службами поддержки предпринимателей. Рассчитывая на интерес с их стороны, необходимо позаботиться о том, чтобы бизнес-план был составлен на высоком уровне, был понятным, читабельным и в то же время – простым.

Похожие статьи:

Оставить комментарий

Примечание: Ваш комментарий ожидает проверки администратором, не стоит его отправлять еще раз.