Методы и формы контроля налоговых органов за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах.

a1117_001

Налоговая инспекция, в ходе контроля за полнотой и правильностью исчислением налогов, а также за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах пользуется различными методами и формами налогового контроля. В соответствии  с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля – предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.
Одной из основных форм налогового контроля является текущий контроль (иначе оперативный). Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления ФХД предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.
Экспресс-проверка – это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период.
Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль – это углубленное изучение всех сторон ФХД, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения выездных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализ непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях.
В правоприменительной практике большинства государств сложились специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов. Как правило, эти методы можно классифицировать на законодательные ограничения, меры административного воздействия, применяемые при нарушении плательщиком налогового законодательства, а также на специальные судебные доктрины.
Законодательные ограничения – это меры, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов. Среди них, например, регистрация в налоговом органе в качестве налогоплательщика, предоставление сведений и документов, необходимых для уплаты налогов, а также установление ответственности за нарушение налогового законодательства.
Меры административного воздействия, применяемые налоговыми органами, являются своего рода инструментами, при помощи которых достигается возможность оперативного вмешательства налоговых органов в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов.
Судебный механизм для борьбы с уклонением от уплаты налогов также может использоваться налоговыми органами. Мировой практикой выработаны специальные судебные доктрины, применяемые судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты налогов или незаконного обхода налогов.
Совершенствование системы налогового контроля может быть осуществлено посредством повышения эффективности камеральных и выездных проверок, что может быть достигнуто в результате проведения следующих мероприятий:
– создания единой информационной базы налоговых органов, включающей в себя данные о налогоплательщиках;
– разработки методов анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
– разработки и внедрения автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
– . разработки эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности;
– – создания базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.
Необходимо отметить, что отдельные из перечисленных выше мер уже применяются налоговыми органами, а содержание и методика других находится только на стадии разработки. При этом ФНС Минфина РФ вносятся и новые предложения по совершенствованию налогового контроля.

Еще лекции по налоговому контролю:

Проверка налично-денежного оборота и денежных документов
Налоговый контроль. Элементы налогового контроля.
Совершенствование административных, организационных и иных методов работы уполномоченных органов власти по обеспечению соблюдения актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Похожие статьи: