Налог на имущество физических лиц:назначение и перспективы совершенствования

Налог на имущество физических лиц:назначение и перспективы совершенствования

Вместе с тем одним из методов борьбы с физическими лицами – застройщиками, умышленно затягивающими оформление государственной регистрации права на вновь созданную недвижимость в целях избежания налогообложения, может выступать установление нормативного срока строительства объекта недвижимости и регистрации права на него, по истечении которого физическое лицо императивно признается налогоплательщиком.
Льготы по налогу на имущество устанавливаются законом с учетом социального и экономического положения налогоплательщика. Например, от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождены инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, а от уплаты налога на строения, помещения и сооружения – пенсионеры, родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей и т.п.
Налоговая база – инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений. Налоговая база не исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Ее расчет производится органами технической инвентаризации.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, но в пределах, установленных Законом. В частности, в Волгограде ставка налога в каждом из пределов стоимости имущества различается в зависимости от того, к какой категории относится имущество: 1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи; 2) иные строения, помещения. Если стоимость имущества < 300 тыс., но > 600 тыс., то ставки в двух этих категориях равны, а если стоимость имущества < 600 тыс., но >300 тыс., то ставки по первой категории имущества ниже, чем по второй.
Несмотря на объективно высокую стоимость недвижимости, в частности квартир и жилых домов, налог на имущество физических лиц в современных условиях стремительно теряет способность аккумулировать соответствующий объем доходов в местных бюджетах и в преобладающем числе случаев даже не покрывает административные расходы на организацию его взимания.
В связи с этим Минфин РФ планирует усилить фискальное значение этого налога. По мнению финансового ведомства, обеспечить уверенный рост доходов от налога на имущество физических лиц возможно было бы путем сокращения налоговых льгот с одновременным переходом к исчислению налоговой базы на основе рыночных цен на недвижимость. При этом как один из вариантов стабилизации социальной составляющей налоговых изменений предлагается установить пониженную ставку налога для подавляющего числа граждан и зафиксировать высокий необлагаемый минимум стоимости имущества в размере 300 – 500 тыс. рублей.
Подтверждая в своих комментариях крайне незначительную фискальную долю налога на имущество физических лиц в бюджете, Минэкономразвития России подготовило свой вариант реформирования системы имущественных налогов. В рамках проводимой налоговой реформы главное экономическое ведомство предлагает внести определенные изменения в механизм расчета налога на имущество физических лиц, смысл которых заключается в исчислении базы этого налога с учетом сложившихся рыночных цен на жилую недвижимость. При этом предлагается установить пропорциональную налоговую ставку 0,1% в едином размере для всех категорий налогоплательщиков.
Подводя итог предлагаемым изменениям, следует отметить, что в качестве основной цели модификации механизма исчисления налога на имущество физических лиц поставлено увеличение доли этого налога в структуре налоговых доходов бюджета. Так как доходы, получаемые в виде налога на имущество физических лиц, не покрывают расходы, направляемые на организацию его взимания, предлагается увеличить общий уровень обременительного эффекта этого налога путем использования при его расчете рыночных цен на недвижимость и отмены части налоговых льгот. При этом планируются меры по дифференциации обременительного эффекта в виде пониженной налоговой ставки для отдельных категорий объектов налога и необлагаемого минимума стоимости имущества.

Читайте еще ответы по госам:

Производство налоговыми органами административного (оперативного) контроля и надзора
Производство налоговыми органами административного контроля и надзора
Виды и квалификация административных правонарушений
Производство по делам о налоговых и административных правонарушениях
Взаимодействие налоговых органов с органами внутренних дел, другими финансово-контрольными органами государства
Взаимодействие налоговых органов с органами местного самоуправления
Взаимодействие налоговых органов со средствами массовой информации и общественностью

Похожие статьи: