Налоговое администрирование в России

Налоговое администрирование в России

Понятия «налоговая администрация» и «налоговое администрирование» являются относительно новыми для отечественной системы налогообложения. Однако единого мнения о том, что является «налоговым администрированием» современными авторами не представлено. И если одни в состав налоговых администраций включают Федеральную налоговую службу, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, то другие считают, что государственную налоговую администрацию составляют государственные органы, наделенные властными полномочиями в области налогообложения и являющиеся участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Налоговое администрирование – это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля – налоговых инспекций, система управления налоговыми отношениями.
Возникновение    налоговых    отношений    обусловлено    объективной необходимостью, в связи с наличием и функционированием государства и его институтов. Становление рыночных принципов хозяйствования в России сопровождается повышением роли государственного регулирования в управлении экономическими и социальными процессами, что предопределяет повышение значимости налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на пропорции общественного воспроизводства. Для успешного проведения налоговой политики государства необходима система организационных мероприятий.
Таким образом, понятие «налоговое администрирование» раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Концептуальные просчеты при принятии налоговых законов только усиливают эти недостатки. Между налоговым производством, системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость. Это фундаментальное положение налоговедения должно учитываться при организации системы управления налогообложением.
Налоговое администрирование – это особая сфера деятельности государства, перед которой стоят следующие задачи:
1. Прогнозирование объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий, отраслей и всей экономики в целом. На сегодня имеется обширный зарубежный и некоторый отечественный опыт составления таких расчетов.
2. Разработка новых концепций налогообложения, способствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ.
3.    Составление   налоговых   обоснований   для   обеспечения протекционистской политики в системе внешнеэкономической деятельности.
Выполнение   этих   задач   ускорит   адаптацию   отечественного налогообложения к рынку. Это позволит ему интегрироваться в международную систему координации налоговых отношений.
Налоговое администрирование должно прийти на смену традиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим элементом управления государством в целом. Становление рыночных основ управления экономикой и определение роли государства в этом процессе – сложнейшая проблема. Ее пытались решать с момента появления самого государства.
Улучшение налогового администрирования в насто¬ящее время является важнейшей задачей налоговой ре¬формы. Совершенствование налогового администриро-вания должно постоянно преследовать цель приведения к тождественности значений суммы поступлений в бюд¬жеты суммам налоговых обязательств (% от ВВП), оп-ределенных налоговым законодательством.
Принципиальный недостаток начальной фазы орга¬низации деятельности налоговых органов — отсутствие цельной систематизированной концепции, увязываю-щей методологию налогообложения с организационным структурированием и технологией автоматизации.
Сегодня налоговое администрирование требует:
– максимальной автоматизации процедур сбора, хра¬нения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетно¬сти;
– централизации и интеграции информационных ре¬сурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы;
– стандартизации всех функций налогового админис¬трирования;
– стандартизации и унификации программно-техни¬ческих комплексов.
Повышение эффективности налогового админист¬рирования предполагает типизацию, унификацию и стандартизацию процедур с использованием современ¬ных информационных технологий, в том числе кон¬центрацию всех рутинных операций и процессов в спе¬циализированных налоговых органах. Решения по цен¬трализации информационных ресурсов, использованию современных телекоммуникаций, стандартизации про¬цессов обработки информации, совершенствованию ра¬бочих процессов деятельности налоговых органов весьма актуальны для реформ налоговой системы России.
В соответствии с трехуровневой иерархией налого¬вых органов можно выделить три функционально раз¬личных блока задач. На федеральном уровне решаются стратегические, методологические, организационные, административные, аудиторские, координирующие за¬дачи. Налоговые органы уровня субъекта Федерации от¬ветственны за решение тактических, интегрирующих, координирующих, административных задач. Оперативные задачи по контролю исполнения налогового законодательства решают территориальные налоговые органы.
Анализ тенденций развития налоговой политики налогового администрирования показывает, что максимальный эффект и устойчивость налогового потенциала могут быть достигнуты при комплексном реформировании трех взаимосвязанных компонент — «система бюджетирования», «налоговая политика» и «налоговое администрирование».
В результате широкомасштабных работ по реорганизации деятельности налоговых органов разработана интегрированная модель деятельности налоговых органов на всех трех уровнях управления. Большое внимание уделено практическому воплощению принципа самоначисления в механизм, соответствующей работе налоговой системы промышленно развитых странах мира. Налоговая система государства не в состоянии успешно справиться со своими обязанностями, если большой процент налогоплательщиков не выполняет свои обязательства добровольно. Система налогового администрирования будет эффективна только в том случае, если она основана на ясной нормативно-правовой базе, полномочной системе налоговых органов с определенной технологией работы, а также у налогоплательщиков существует четкое представление о том, что можно ожидать от налоговой системы. Главной целью его реализации в налоговой работе является создание законопослушным налогоплательщикам «режима наибольшего благоприятствования» в уплате налогов и взаимодействии с налоговыми органами. Государству экономически выгоднее обучить того, кто хочет честно платить налоги, тому, как делать это правильно и срок, чем тратить ресурсы налоговой службы на проведение сплошного контроля, с целью выявления и устранения непреднамеренных ошибок в исчислении налогов вызванных незнанием, или неправильным пониманием налогового законодательства. Такой подход требует разъяснения населению и пропаганды налогового законодательства. Самое главное качество системы самоначисления – это возможность для налогоплательщика самостоятельно оценить условия подачи налоговой отчетности, рассчитать сумму налога и уплатить ее в бюджет.
Совершенствование налогового администрирование служит для сохранения макроэкономического равновесия в Российской Федерации.

Похожие статьи:

Оставить комментарий

Примечание: Ваш комментарий ожидает проверки администратором, не стоит его отправлять еще раз.