Особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию

Особенности развития российского рынка услуг по налоговому консультированию

В современных условиях налоговое законодательство предусматривает институт налогового представительства и консультирования, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах.
Введение в Российской Федерации института налоговых консультантов является важной и необходимой задачей в развитии правовых основ российского государства. Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике.
На сегодняшний день в России не существует какого-либо законодательного оформления деятельности налоговых консультантов, как, например, заграницей. Так, согласно таблице в Приложении 1 курсовой работы в странах Восточной Европы –  это Закон о налоговом консультировании, в Германии – Закон о порядке исполнения норм о налоговых консультантах, Закон о величине вознаграждения налогового консультанта, в Австрии – Федеральный «Закон о профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением».
Налоговое консультирование в России регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездна, а также налоговым законодательством. Услуга по налоговому консультированию, являясь по форме юридической, имеет экономическое содержание, и именно это выделяет налоговое консультирование как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов.
В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект Федерального закона “О налоговом консультировании” (государственный регистрационный номер 98051004-2 от 16 апреля 2001 г.), который подготовлен с целью конкретизировать положения Налогового кодекса РФ об институте налогового представительства, в частности, определить правовой статус уполномоченного представителя налогоплательщика и упорядочить деятельность по налоговому консультированию.
Федеральный закон составляет правовую основу осуществления деятельности по налоговому консультированию в целях оказания содействия в своевременной и полной уплате налогов и сборов и обеспечения защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Проект Федерального закона содержит в себе информацию о:
–    понятии, целях, принципах налогового консультирования;
–    подготовке и аттестации специалистов по налоговому консультированию;
–    правах и обязанностях субъектов налогового консультирования;
–    контроле за деятельностью по налоговому консультированию и ответственности налоговых консультантов;
–    профессиональных объединениях налоговых консультантов;
–    регламентации деятельности по налоговому консультированию и др.
Цель законопроекта – стандартизировать и регламентировать деятельность субъектов в сфере налогового консультирования.
Проект Федерального закона «О налоговом консультировании» одобрен Советом Государственной Думы и обсуждался в различных органах, получил отзывы от законодательных органов субъектов Российской Федерации, от Института государства и права РАН и Российской ассоциации налогового права, а также заключение от Правительства РФ и  в большинстве случаев одобряется. Однако имеются и негативные отзывы, связанные с тем, что сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании.
Однако, не смотря на это, рынок консалтинговых услуг в России непрерывно развивается как по объемам выручки от реализации услуг, так и по укреплению отдельных направлений этого вида консалтинга.
По оценкам многих экспертов и результатам исследований, налоговый консалтинг в структуре российского консалтинга является одним из наиболее перспективных направлений. По итогам исследования, проведенного рейтинговым агентством “Эксперт РА”, за 2005 год можно выделить следующие особенности развития рынка налогового консультирования:
–    на долю налогового консультирования пришлось 12,5% объема всего рынка консалтинговых услуг;
–    налоговыми консультантами было заработано 675 млн. руб.;
–    доход консультантов от предоставления услуг в области налогового консалтинга увеличился в два раза и достиг отметки в 1,5 млрд. руб., что составило 14,2% от общего объема выручки консультационных услуг в нашей стране;
–    налоговый консалтинг увеличил свои объемы примерно на 40%;
–    профессия налогового консультанта вошла в десятку самых востребованных профессий  ;
–    с каждым годом увеличивается число аттестованных налоговых консультантов, о чем свидетельствует приведенная ниже диаграмма.

675

В соответствии со спросом на профессию формируются и цены на услуги. Однако, как показали результаты проведённого обзора специальной литературы по изучению зарубежного опыта налогового консультирования, гонорары российских консультантов серьёзно  уступают западным коллегам. По имеющимся оценкам, оплата российских консультантов составляет от 8 до 100 долл./час и значительно различается в зависимости от вида оказываемых услуг и региона России. В зависимости от сферы бизнеса, в которой работает налоговый консультант, его заработная плата находится в среднем в пределах от $ 600 до $ 1500 в месяц.
В Германии же, например, При создании ГмбХ (аналог российского ООО) гонорар налогового консультанта составит примерно 750 евро  . А по материалам Отдела международных программ ТРО «ОПОРА РОССИИ» услуги платных консультантов на Западе могут составлять до 600 долларов в день .
Несмотря на то, что рынок российского налогового консалтинга развивается достаточно динамично, все же его объемы намного уступают объемам развитых стран, а количество консультантов, приходящееся на 10 тысяч жителей, так называемая “консультантовооруженность”, в России характеризуется очень низкими показателями и фактически не используется официальными органами.
При этом исследования показывают наличие многообразных управленческих проблем на российских предприятиях, в решении которых могла бы пригодиться помощь консультантов.
Так, проводимые в конце 2005 г. среди топ-менеджеров российских компаний исследования показали, что в качестве приоритетных задач менеджмента 39% опрошенных выделяют финансовые;  24% – налоговые; 21% – маркетинговые; 10% – стратегические; 6% – производственные  задачи. Однако при этом менее половины российских руководителей готовы доверить вопросы разработки управленческих решений в области финансового и налогового менеджмента внешним консультантам.

Похожие статьи: