Проблемы и перспективы развития института налогового консультирования в РФ

Проблемы и перспективы развития института налогового консультирования в РФ

Д.В. ВАСЬКОВСКИЙ
Научный руководитель – Л.С. КИРИНА, к.эк.н., профессор
Московский городской университет управления Правительства Москвы

В статье рассмотрены основные проблемы, которые затрудняют развитие института налогового консультирования в Российской Федерации.

Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение юридических и физических лиц, активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения предопределили необходимость признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.
Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Профессия налогового консультанта в России относится к числу наиболее молодых в широком спектре финансовых специальностей и имеет огромные перспективы. Эта специальность с каждым днем приобретает огромную популярность и востребованность в различных отраслях экономики.
Однако столь перспективное развитие затрудняет ряд проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного и эффективного функционирования.
Основная проблема на современном этапе развития – это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.
Важным шагом в развитии и правовом оформлении налогового кон-сультирования явилось постановление Минтруда России от 4 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам». В нем предусмотрены должностные обязанности консультанта по налогам и сборам и требования к его квалификации. Однако на сегодняшний день это постановление является практически единственным нормативным документом, регулирующим деятельность налоговых консультантов.
В настоящее время рассматривается проект Федерального закона “О налоговом консультировании”, который подготовлен с целью определе-ния правового статуса налогового консультанта и консультируемых лиц, регулирования деятельности по налоговому консультированию (подготовка и аттестация специалистов, ответственность за результаты консультирования). Требуется широкая поддержка этого проекта, так как нормативная база налогового консультирования сейчас слаба и неопределенна.
Развитие налогового консультирования вызвало и необходимость вы-работки единых правил, стандартов и механизмов профессии. Профессионального кодекса налогового консультанта в России пока не существует.
Следующая проблема – это недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров. В 2002 году была создана Палата налоговых консультантов, которая взяла на себя функции по обеспечению аттестации налоговых консультантов и разработала специальные учебные программы, которые сейчас реализуются через аккредитованные образовательные организации.
Есть проблемы и образовательного плана. Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, так же нет достаточного количества в учебно-методической литературы. Налоговое консультирование в России находится на той стадии развития, когда отсутствие обобщения опыта этой сферы деятельности в книгах, учебниках и пособиях становится тормозом для развития профессии в целом.
Развитие в Российской Федерации института налогового консультирования является важной и необходимой задачей. Возможность получать независимые и ответственные консультации способствует повышению налоговой грамотности и правосознания налогоплательщиков, а, следовательно, приводит к улучшению взаимоотношений с налоговыми органами и повышению собираемости налогов.

Список литературы

1. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. Учебно-методическое пособие. Обнинск, 2004. 224 с.

Похожие статьи: