Взаимодействие налоговых органов с органами внутренних дел, другими финансово-контрольными органами государства

Взаимодействие налоговых органов с органами внутренних дел, другими финансово-контрольными органами государства

Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 “Вопросы совершенствования государственного управления в РФ” с 1 июля 2003 г. ФСНП России была ликвидирована, а функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы вновь созданной службе в составе МВД России – Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (далее – ФСЭНП МВД России).
В функции ФСЭНП МВД России входят:
организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия обязательно, налоговых преступлений, а также преступлений против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах государственной власти;
организация и проведение профилактических и оперативно-разыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.
Именно эти специфические правоохранительные задачи выделяют самостоятельную компетенцию ФСЭНП МВД России и отличают ее функции от полномочий налоговых органов.
Законодательно полномочия ФСЭНП МВД России в налоговой сфере были определены Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления” (далее – Закон N 86-ФЗ).
Критерием, с помощью которого законодатель дифференцирует деликты в сфере налогообложения на преступления (расследование которых относится к компетенции ФСЭНП МВД России) и административные правонарушения (рассматриваемые налоговыми органами – Федеральной налоговой службой РФ), является их общественная опасность. Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 8 “О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов” общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в уменьшении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ.
В соответствии со ст.5 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах РФ” органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.
В настоящее время Налоговый кодекс РФ (НК РФ) не содержит положений, предоставляющих правоохранительным органам прав налоговых органов. В соответствии со ст.36 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления вышеуказанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Таким образом, единственным направлением деятельности органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля является право по запросу налоговых органов участвовать в осуществлении только одного вида налогового контроля – выездных налоговых проверок.
Для выполнения функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений органы внутренних дел имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну (п.34 ст.11 Закона РФ “О милиции”).
В заключение отметим, что насущной потребностью является создание полноценной правовой базы для взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, которая позволит не только выполнять фискальные функции на более высоком уровне, но и создаст гарантии для защиты прав и интересов добросовестных налогоплательщиков. При разработке нормативной правой базы необходимо учитывать изменения, внесенные в УК РФ Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ, которые должны способствовать обеспечению принципа неотвратимости ответственности виновных лиц в совершении уголовных преступлений по налоговым составам. Кроме того, неукоснительное соблюдение налоговыми органами и органами внутренних дел, их должностными лицами процедур проведения совместных налоговых проверок и правильности оформления результатов налоговых проверок будет способствовать соблюдению законности в налоговой сфере.

Читайте еще ответы по госам:
Налог на имущество физических лиц:назначение и перспективы совершенствования

Производство налоговыми органами административного (оперативного) контроля и надзора
Производство налоговыми органами административного контроля и надзора
Виды и квалификация административных правонарушений
Производство по делам о налоговых и административных правонарушениях

Взаимодействие налоговых органов с органами местного самоуправления
Взаимодействие налоговых органов со средствами массовой информации и общественностью

Похожие статьи: