Заключение отчета о производственной практике в ИФНС России по г. Самара

Заключение отчета о производственной практике в ИФНС России по г. Самара

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок (камеральных и выездных), проверки данных учета и отчетности и т.д. Следует отметить, что за последнее время налоговым органам удалось добиться позитивных результатов в деле повышения эффективности форм и методов налогового контроля, следствием чего стало увеличение сумм, дополнительно мобилизованных в бюджет по результатам контрольных мероприятий. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля.
Поэтому в настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, – это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово – хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена обстоятельствами: камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля; данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков.
Вопрос обеспечения рационального отбора налогоплательщиков в ходе камеральной проверки для проведения выездных налоговых проверок находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля, так как в настоящее время 43% выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно, не принося каких-либо доначислений в бюджет.
Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются, однако в ряде регионов уже накоплен значительный позитивный опыт в этой области. Используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки. Таковы основные проблемы, стоящие перед налоговыми органами на текущем этапе. От их эффективного решения в определенной степени зависит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в государственную казну.
Камеральная проверка, как одна из основных форм налогового контроля нашла свое отражение в статье 88 НК РФ. Указанная статья закона заключает в себе как материальные, так и процессуальные аспекты данного вида налоговой проверки.
Таким образом, в результате исследования, проведенного в данной работе, установлено, что законодательная база относительно правового регулирования камеральной проверки недостаточно определена, что в условиях роста значения этого вида налогового контроля служит предметом судебных разбирательств и снижает ее эффективность. Прежде всего, необходимо законодательно закрепить перечень материалов, которые налоговые органы вправе истребовать для проведения камеральной проверки. Следует дополнительно урегулировать процедуру оформления результатов камеральной проверки. Неясным также остается вопрос наказания за выявленные нарушения. Если в ходе проверки выявлены ошибки или противоречия в отчетности, налоговая инспекция должна сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок. Если ошибки в отчетности привели к недоплате налогов, налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки и пеней. Но Налоговый кодекс не устанавливает правил привлечения к ответственности по результатам камеральной проверки. Из-за этого между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями часто возникают споры.
Важную роль при проведении камеральной проверки играет процесс автоматизации заполнения или формирования налоговой отчетности. Предоставление налоговой отчетности в электронном виде заметно упрощает процедуру проверки и предоставления дополнительных материалов по телекоммуникационным каналам. Таким образом, развитие автоматизации в налоговой сфере является приоритетным направлением. Однако обзор бухгалтерских программ показывает, что их возможности далеко опережают возможности информационных систем налоговых органов, которые продолжают использовать устаревшие технологии.
Совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:
–    создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;
–    разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
–    разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
–    совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;
–    создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Похожие статьи:

Оставить комментарий

Примечание: Ваш комментарий ожидает проверки администратором, не стоит его отправлять еще раз.