Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91 НК РФ)

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91 НК РФ).

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка организаций и индивидуальных предпринимателей проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Указанное решение должно содержать:
– наименование налогового органа;
– номер решения и дату его вынесения;
– наименование проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП;
– период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который про-водится проверка;
– фамилии, должности и классные чины сотрудников инспекции, входящих в состав проверяющей группы, если в проверке будут участвовать представители правоохранительных и контролирующих органов, то указываются их фамилии, должности и звания;
– подпись руководителя инспекции, вынесшего решение с указанием его фамилии, должности и классного чина.
По прибытии в организацию проверяющая группа в полном составе должна представиться руководству организации и предъявить ему свои документы, удостоверяющие их полномочия по вопросам проведения ВНП. С целью правильного исчисления сроков, связанных с проведением ВНП, необходимо четко зафиксировать дату предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
В свою очередь, руководство организации имеет право ознакомиться с решением о проведении ВНП и сделать его копию, а также со служебными удостоверениями должностных лиц группы, переписать их содержание. Факт предъявления решения подтверждается подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя в нижней части данного решения после слов «С решением на проведение ВНП ознакомлен» с указанием соответствующей даты. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении ВНП лично или направить своего представителя.
В случае отсутствия на момент прибытия проверяющей группы руководителя организации и иных должностных лиц, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации, следует принять меры по установлению их местонахождения.
Одновременно следует установить полномочия присутствующего должностного лица проверяемой организации и возможность проведения проверки, а также предъявить ему решение о проведении проверки для фиксации ее начала.
Налогоплательщик обязан выполнить законные требования должностных лиц по их допуску в помещения и на территории, в которых должна проводиться проверка, предъявлять Необходимые для проверки документы.
Согласно п. 3 ст. 91 НК РФ в случае воспрепятствования доступу проверяющей группы на территорию организации или в помещения (кроме жилых) руководителем группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, в соответствии с оценкой имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.
Если налогоплательщик отказывается подписывать данный акт, в нем делается соответствующая запись. Данные действия налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 124 НК РФ).
В целях качественной организации работы в ходе проверки особое значение имеет первое посещение налогоплательщика, которое должно быть хорошо спланировано. Для этого рекомендуется заранее составить повестку дня встречи и затем работать по ней в организации.
Содержание программы первого дня посещения может включать следующие разделы:
1) представление членов проверяющей группы;
2) объявление причин, по которым организация отобрана для проверки;
3) представление организации;
4) доведение графика проведения проверки до сотрудников организации;
5) представление системы бухгалтерского учета и отчетности;
6) постановка практических вопросов организации проверки (предоставление помещения, технические процедуры, определение сотрудников для контактов в ходе работы, сейфов для хранения документов, копировальной техники и др.);
7) получение информации и документов при первом посещении или предъявление требования о представлении документов.
После посещения организации и проверки всей собранной информации и документации работники налоговых органов составляют окончательный план, в котором определяют вопросы, подлежащие проверке. Так, при проведении проверки уплаты налога на прибыль и НДС в план могут быть включены следующие вопросы:
1) объем реализации продукции для целей налогообложения;
2) себестоимость реализованной продукции;
3) правильность списания сумм на затраты производства и отпуск на сторону сырья и материалов;
4) учет износа по основным средствам, нематериальным активам и др.;
5) списание расходов по оплате труда;
6) сделки с родственными предприятиями, партнерами и владельцами акций и пр.
В ходе ВНП работники налоговых органов на основе имеющейся у них информации о налогоплательщике, анализа предоставленных им документов, а также материалов, получен-ных в процессе проверочных действий, в соответствии с задачами ВНП:
– анализируют всю информацию о деятельности налогоплательщика;
– выявляют несоответствия в содержании исследуемых документов, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, ошибки в составлении деклараций, определяют влияние данных нарушений на формирование налоговой базы;
– запрашивают информацию о налогоплательщике или информацию о конкретных сделках согласно ст. 93.1 НК РФ;
– проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика;
– опрашивают свидетелей, привлекают специалистов, экспертов, переводчиков;
– формируют доказательственную базу по фактам выявленных налоговых правонарушений;
– производят доначисление сумм неуплаченных налогов.

Еще лекции:

Организационная работа налоговых органов при выездной налоговой проверке

Похожие статьи: