Единый налог в Узбекистане

Единый налог в Узбекистане.

Начиная с 2004 г. Узбекистан вступил в стадию высоких темпов экономического развития. Так, темпы прироста ВВП в 2004 г. достигли 7,7%, а в первом полугодии 2005 г. — 7,2%.
В достижении высоких темпов развития экономики замет¬ное место занимают субъекты малого бизнеса. По состоянию на 1.01.2005 г. доля малого бизнеса во ВВП возросла до 35,6%, против 22,6% в 1998 г., благодаря быстрому росту количества субъектов малого бизнеса. Так, только в 2004 г. их количество увеличилось на 14% и составило к 1.01.2005 г. 274400 единиц, было создано дополнительно 427600 рабочих мест .
В Узбекистане действует единый налог, который  введен взамен уплаты общегосударственных и местных налогов.
В результате снижается налоговое бремя, полностью от¬сутствуют авансовые и месячные платежи и отчеты, резко сни¬жается трудоемкость бухгалтерских расчетов и, в конечном счете, сокращается численность работников бухгалтерии на¬логоплательщиков и работников налоговых органов.
Однако при применении единого налога для плательщиков единого налога сохраняется:
а) порядок уплаты:
таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акцизного налога, сборов за таможенное оформление при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан);
налога на добавленную стоимость в отношении  работ, услуг, импортируемых на территорию Республики Узбекистан;
сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров;
сбора за регистрацию юридических лиц;
сборов в Республиканский дорожный фонд;
отчислений в государственные целевые фонды и Фонд развития школьного образования;
государственных пошлин;
компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан;
б) порядок удержания налогов и обязательных платежей у источника выплаты в соответствии с законодательством.
Плательщиками единого налога являются микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие закупочную, снабженческо-сбытовую, брокерскую деятельность, а также оказывающие услуги по договору комиссии, которые, согласно установленным законодательством критериям (среднегодовая численность работников), относятся к категории микрофирм и малых предприятий. При определении среднегодовой численности работников микрофирм и малых предприятий учитывается также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в филиалах и представительствах, а именно:
–    для пред¬приятий непроизводственной сферы – не более 10 чел.;
–    в легкой и пищевой промышленности, металлообработке, приборостроении, мебельной, деревообрабатывающей промыш-ленности и промышленности стройматериалов – не более 100 чел.;
–    в машиностроении, металлургии и в других отрас¬лях промышленности – не более 50 чел.;
–    для организаций науки, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых ком¬паний) – не более 25 чел.
Объектом обложения является валовой доход. В состав валового дохода включается:
а) разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров.
При реализации товаров по ценам ниже покупной стоимости, а также при безвозмездной передаче товаров для целей налогообложения продажная стоимость определяется исходя из покупной стоимости товаров.
Для микрофирм и малых предприятий, осуществляющих брокерскую деятельность, а также оказывающих услуги по договору комиссии, под валовым доходом понимается сумма комиссионного вознаграждения. При этом микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие брокерскую деятельность, в целях налогообложения из суммы комиссионного вознаграждения исключают сумму комиссионного сбора, перечисляемого бирже от суммы сделки;
б) прочие доходы от основной деятельности (операционные доходы);
в) доходы от финансовой деятельности. При этом доходом от переоценки валютных статей баланса считается сальдо между положительной и отрицательной курсовой разницей. В случае превышения суммы отрицательной курсовой разницы над положительной сумма превышения не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на валовой доход;
г) другие доходы, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
При исчислении налогооблагаемого валового дохода из валового дохода исключаются:
а) сумма государственных субсидий;
б) доходы по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;
в) дивиденды и проценты при наличии документов, подтверждающих уплату налога источником выплаты;
г) доходы, полученные в виде дивидендов и направленные в уставный капитал (фонд) предприятия, от которого они получены;
д) сумма таможенных платежей (таможенная пошлина, акцизный налог, налог на добавленную стоимость) в доле на реализованный товар предприятиями, реализующими товары по договорам консигнации.

Ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий

*) для лизинговых компаний в процентах к доходу лизингодателя (марже).
**) для предприятий, у которых разработка и внедрение компьютерных программных продуктов составляют не менее 80% от общего объема реализации товаров (работ, услуг).
Единый налог рассчитывается плательщиками самостоятельно, исходя из налогооблагаемого валового дохода и утвержденной ставки.
В случае если плательщики наряду с закупочной, снабженческо-сбытовой, брокерской деятельностью, оказанием услуг по договору комиссии, занимаются другими видами деятельности, то по этим видам деятельности они обязаны вести раздельный учет и по этим видам деятельности уплачивать соответствующие налоги, сборы и обязательные платежи, предусмотренные законодательством для данной категории налогоплательщиков.
По итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев налогоплательщики представляют в районную (городскую) государственную налоговую инспекцию по месту регистрации расчеты по единому налогу не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчетности. Единый налог уплачивается ежеквартально нарастающим итогом не позднее срока представления расчета .

Похожие статьи: