
В городах Великом Новгороде и Твери c 1997 года до 1 января 2006 года проводился эксперимент по исчислению налога на недвижимость исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости согласно Федеральному закону «О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НЕДВИЖИМОСТИ В ГОРОДАХ ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ТВЕРИ».
Проведение эксперимента в Великом Новгороде и Твери, стало важным этапом в апробировании налогового законодательства.
Великий Новгород провел эту работу очень скрупулезно. Став источником местного бюджета, налог на недвижимость повысил ответственность местного самоуправления за организацию налогообложения и показал эффективность проделанной работы.
Помимо финансового результата, эксперимент стимулировал создание реестра объектов недвижимости, который сделал налогообложение прозрачным. Эксперимент имеет реальные результаты.
В 25 раз возросли поступления налога на недвижимость за 6 лет его проведения. Да, вначале бюджет понес потери. Но они полностью компенсировались за счет дополнительных поступлений от налога на прибыль, подоходного налога, выкупной цены на земельные участки, которые приобретали в собственность организации города.
Эксперимент простимулировал спрос на недвижимость.
В то же время важно извлечь уроки, изучить все проблемы с целью распространения опыта на всей территории нашей страны .
Одной из главных проблем стало нежелание компаний выкупать земли под своими предприятиями. Оценка средней стоимости 1 кв. м, которую предложили местные власти, оказалась настолько высокой, что предприятиям пришлось бы потратить крупные суммы на то, чтобы выкупить земли, на которых стоят их заводы.
Например, по расчетам РСПП, при среднем обороте (30-45 млн. руб. в год) выкуп предприятием земельного участка лишит его возможности развития и подорвет ликвидность. Крупным предприятиям и вовсе придется выложить круглую сумму за выкуп земли. Например, заводу ГАЗ потребуется примерно $104 млн., Кировскому заводу — $65 млн., а «Северной верфи» — чуть менее $20 млн.
Однако без этих трат говорить о налоге на недвижимость, по мнению специалистов, нельзя. «Введение единого налога не может быть полноценным, пока нет юридически цельного объекта недвижимости, — говорит эксперт Института экономики города Андрей Хахалин. — Сегодня здание предприятия может принадлежать субъекту, а земля — находиться в аренде. А взиматься налог должен и с земли, и со здания как с единого целого».
Не менее сложной проблемой для властей стало отсутствие методики оценки недвижимости. Чтобы ввести новый налог, чиновники хотели изобрести систему расчета, которая позволила бы посчитать стоимость объекта, не выходя из кабинета. Провести расчет рыночной стоимости квартир оказалось почти невозможно. Большинство квартир сегодня оценивается в соответствии со справкой из бюро технической инвентаризации. По подсчетам Минэкономразвития, в 2003 году реальная их стоимость могла превышать оценочную в 15-30 раз. Например, трехкомнатная квартира на вторичном рынке недвижимости в Москве реально может стоить около $120-150 тыс., а по справке БТИ — не более $5 тыс .