Фазы процесса налогового консультирования

9044

Существует множество различных моделей процесса консультирования, которые содержат от трех до десяти фаз. Рассмотрим модель из пяти фаз:
1. подготовка,
2. диагноз,
3. планирование действий,
4. внедрение
5. завершение.
Адаптируя эту модель к конкретной ситуации, можно поменять местами отдельные фазы, например, внедрение можно начать до окончания этапа планирования.
Прежде, чем проводить встречи с консультантом, руководитель организации, собирающейся пригласить консультанта, должны осознать наличие проблемы и необходимости ее разрешения. Затем важным является признание руководителем, что для разрешения проблемы целесообразно привлечь внешнего консультанта, и уже потом наступает стадия подготовки к заключению договора с консультантом.
Фаза 1. Стадия подготовки включает: первые контакты, предварительное обсуждение сторонами сути проблемы и путей ее разрешения, обсуждение того, какие именно изменения требуются в данной организации, и чем консультант может помочь ей, достижение сторонами принципиального согласия о сотрудничестве с целью более детального изучения проблемы «на месте» и поиска оптимальных путей ее разрешения, прояснение ролей консультанта и клиента, подготовку плана задания на основании предварительного анализа проблемы, переговоры и соглашение относительно контракта.
Обычно подготовительная фаза длится от одной до шести недель в зависимости от сложности проекта. Как правило, консультант не просит клиента оплатить свои услуги на этом этапе, так как вся работа носит предварительный характер до тех пор, тюка не будет подписан контракт, Однако именно на этапе подготовки закладываются основы всего дальнейшего хода проекта. Качественно проведенная подготовка оказывает большое влияние на ход последующей теоретической и практической работы и на характер взаимоотношений сторон.
На этом этапе происходит формирование проектной группы из числа руководителей и специалистов предприятия, назначение ответственного за дальнейшее взаимодействие рабочей группы и консультанта, определение статуса рабочей группы и регламента ее работы.
Предварительное выявление (диагноз) проблемы клиента начинается с определения характера и существа проблемы, анализируются взаимосвязи и причины возникновения проблемы, происходит обоснование необходимости разрешения проблемы, изменений и/или инноваций, определение возможных путей решения проблемы.
Планирование задания включает в себя разработку концепции проекта по разрешению проблемы, определение ресурсного обеспечения для разрешения проблемы (время, характер информации и ее источники, финансы, персонал, материально-техническое обеспечение, назначается ответственный за реализацию проекта со стороны предприятия и т.д.), определение источников финансирования проекта.
На стадии подготовки процесса консультирования определяется необходимый объем диагноза, осуществляется выбор критериев оценки, оценочных шкал, методов, способов и инструментария оценки проблемы. Разрабатывается программа исследований существа проблем и причин их возникновения, исследуются существа проблем и причины их возникновения, собираются фактические данные. Осуществляется систематизация и анализ полученных данных, формирование проектных предложений, технического задания на проектирование, бюджета проекта, плана-графика проектных работ по проекту и другой проектной документации.
Перед заключением договора определяются риски и неопределенности, связанные с разработкой и реализацией проекта. Разрабатываются нормы, правила, процедуры и т.п. документация, регулирующие процесс разработки проекта. Определяются роли сторон па стадии разработки проекта.
Фаза 2. Диагноз. Вторая фаза проекта представляет собой глубокий диагноз решаемой проблемы, основанный на тщательном изучении и анализе фактов, анализе и синтезе альтернатив. Обобщая результаты этого этапа, стороны одновременно устанавливают, какие изменения необходимы. Уже во время диагностической фазы могут появляться некоторые решения.
Обычно этот этап длится от двух до десяти недель, однако обнаружению и анализу фактов часто уделяют недостаточно снимания, стараются проскочить этап побыстрее, что нередко отрицательно влияет на последующее принятие управленческих решений, В связи с этим опытные налоговые консультанты, наоборот, уделяют данному этапу более серьёзное внимание. Определившись с тем, какие данные нужно искать, а на какие можно не обращать внимания, какие аспекты проблемы следует изучать, а какие пропускать, участники проекта создают фундамент для выработки правильных и качественных решений. Собирая данные, консультант уже влияет на клиента, так как на этом этапе идёт обмен мнениями и информацией.
Фаза 3. Планирование действий в процессе консультирования. Цель третьей фазы – найти решение проблемы. Этот этап включает выработку альтернативных решений и их оценку, разработку плана осуществления изменений и представление предложений клиенту для принятия окончательного решения. Важный момент этапа планирования — разработка стратегии и тактики осуществления изменений, разработка плана-графика работ, действий, событий, мероприятий и т.п. по разрешению проблемы. Особое внимание уделяется разработке норм, правил, процедур, регламентов, бюджетов и другой организационно-нормативной документации, касающейся необходимых изменений и инноваций.
Фаза 4. Внедрение рекомендаций. Осуществление мероприятий по разрешению проблемы должно осуществляться в соответствии с планом-графиком работ, организационно-нормативной и проектной документацией. Особое внимание необходимо уделять привлечению, обучению и мотивацию персонала к осознанию, принятию и поддержке изменений и инноваций. Важным является передача инструментария и методик, обеспечение их использования, корректировка решений, рекомендаций, плана действий и т.п. в случае необходимости. Многие задания по консультированию заканчиваются при передаче отчета с предложениями плана действий, т.е. до начала реализации плана.
В США, например, не более 30-50% заданий по консультированию включают этап внедрения. В остальных случаях консультант покидает организацию после фазы планирования действий или даже диагноза, если клиент способен сам справиться с любой фазой проекта. Однако совсем отказываться от услуг консультантов на этапе внедрения нецелесообразно. Даже если клиент чувствует, что способен сам справиться с внедрением, стоит все-таки договориться с консультантом о контрольных встречах, на которых можно будет обсудить текущий ход проектных работ и промежуточные результаты. Консультанты обычно охотно идут навстречу, поскольку сами заинтересованы в успешной реализации своих предложений. В любом случае роль лидера на внедренческом этапе проекта принадлежит клиенту. Как правило, этап внедрения по времени является самым продолжительным.
Фаза 5. Завершающий этап консультационных услуг – это заключительная фаза проекта, на которой происходит оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми, анализ масштабов отклонений и причин их возникновения. Осуществляется разработка дополнительных корректировочных мероприятий и их осуществление в случае необходимости.
По трудозатратам консультанта завершающий этап проекта занимает от одной до двух недель. В то же время имеют место факты, когда продолжительность завершающего этапа затягивалась практически на год, что было вызвано необходимостью внесения серьёзных корректив в ранее разработанный проект.
Нередко клиент просит представить отчет о проделанной работе, Тогда консультант прежде, чем завершить взаимоотношения с клиентом, формирует отчет о проделанной работ, использовании ресурсов и т.д., затем происходит обсуждение отчета, его корректировка и утверждение, и уже потом подписание акта сдачи-приемки работ, и окончательный расчет между сторонами по обязательствам.

Похожие статьи: