Характеристика налоговой системы Швейцарии

Характеристика налоговой системы Швейцарии

Швейцария является федерацией и состоит из 26 кантонов – малых суверенных образований, в каждом из которых свое налоговое законодательство, кроме того, на ее территории действует более 3 000 политических сообществ (автономных самоуправляющихся органов, наделенных правосубъектностью). Подобное сочетание многочисленных суверенных органов повлияло на правовую и налоговую систему Швейцарии, а также на то, что политические и административные обязанности распределены между федеральными, кантональными и муниципальными правительственными уровнями.
Швейцарская налоговая система построена и функционирует в соответствии с федеральной структурой страны. Федеральные, кантональные и муниципальные власти уполномочены устанавливать и взимать налоги в рамках своей компетенции, определенной федеральным законодательством, однако фискальные полномочия распределены таким образом, что конфедерация, кантоны и муниципальные структуры не мешают друг другу и не перегружают налогоплательщиков излишними обязательствами.
Изначально конфедерация не имела возможности взимать прямые налоги. Рост финансовых потребностей вследствие экономического кризиса 1930-х годов и Второй мировой войны на конфедеральном уровне повлекли за собой введение подоходного налога и налога на имущество, а также налога на прибыль и капитал. Однако доля конфедерации в налоговых сборах по-прежнему самая низкая в сравнении с двумя другими уровнями – около 70% доходов, поступающих в бюджетную систему страны, сосредотачивается в кантонах и общинах . Конфедерация имеет право на взимание лишь тех налогов, которые зафиксированы в конституции. Кроме того, ст.127 и 129 Конституции Швейцарии налагают на Конфедерацию ответственность за обеспечение действия запрета двойного налогообложения в межкантональных отношениях .
26 кантонов являются согласно союзной конституции (с некоторыми оговорками) самостоятельными государствами, обладающими налоговыми полномочиями. Общее налоговое право, ограничивая конфедерацию немногими видами сборов, предоставляет кантонам широкое поле для формирования налоговой деятельности. Так как кантоны обладают достаточно большой независимостью, то с целью привлечения инвестиций различные кантоны предлагают разнообразные налоговые льготы для местных компаний. Считается, что одними из самых льготных кантонов являются канторы Цуг, Фрибург, Тичино. Кантоны в принципе свободны в выборе взимаемых налогов за исключением специальных случаев, предусмотренных союзной Конституцией. На-пример, многие кантоны в последние годы отменили путем референдума налог на наследство для прямых наследников, став тем самым более привлекательными в качестве места жительства для состоятельных частных лиц.
Муниципальные структуры имеют право взимать налоги лишь в рамках, определенных для них кантонами. В данном случае можно говорить о делегированных или производных налоговых полномочиях, которые являются составной частью швейцарской налоговой системы наряду с полномочиями конфедерации и кантонов. Муниципальные органы обладают налоговыми полномочиями потому, что им как автономным органам местного самоуправления уделяется очень важное значение в общественной структуре. Наряду с задачами, которые они решают, будучи сообществами совместно проживающих граждан, муниципальные образования наделяются также в значительной мере полномочиями, находящимися в других странах в исключительном ведении государства, как, например, начальное школьное образование, социальное обеспечение и медицинское обслуживание. Хотя эти задачи решаются под общим наблюдением государственных органов и при финансовой поддержке государства, покрытие соответствующих расходов в основном является делом муниципальных органов. Отсюда – необходимость подключить муниципальные образования к поиску финансовых источников. Поэтому функциональная автономия муниципальных образований и их фискальная самостоятельность неразделимы .
К конфедеральным налогам относятся:
•    подоходный налог;
•    налог на прибыль корпораций;
•    налог с оборота (или НДС);
•    налог на тяжелые транспортные средства;
•    налог на акционерный капитал;
•    расчетный налог (или налог на дивиденды);
•    государственная пошлина;
•    акциз;
•    таможенные сборы.
К кантональным налогам относятся:
•    подоходный налог;
•     налог на имущество;
•    налог на прибыль корпораций;
•    налог на акционерный капитал;
•    налог на наследство и подарки;
•    налог на недвижимость;
•    налог на увеселительные заведения;
•    государственная пошлина и прочие налоги.
К муниципальным налогам относятся:
•    налог на прибыль корпораций;
•    подоходный налог;
•    налог на имущество;
•    налог на домашнее хозяйство;
•    налог на наследство и подарки;
•    налог на земельный доход и прочие налоги.

Похожие статьи: