Характеристика основных налогов Швейцарии

Характеристика основных налогов Швейцарии

Швейцарская система налогообложения считается наиболее привлекательной в Европе. Как утверждают местные юристы, бывают ситуации, когда проживающий в этой стране человек платит один-единственный налог. Но самое главное,  что бремя это относительно невелико. По сравнению с большинством стран ЕС и США, где налоги составляют от 30 до 55%, в Швейцарии суммарное налогообложение не превышает 25% от доходов  (см. Приложение).
Налоговое законодательство в Швейцарии довольно мягкое. Вопросы уклонения от налогов, как правило, не рассматриваются в судах (а если и рассматриваются, то далеко не всегда решаются в пользу государства) – они находятся в компетенции профильных органов . Вообще уклонение от уплаты налогов  в Швейцарии, по сути, не считается преступлением. Это обусловлено исторически сложившейся привычкой швейцарцев ставить интересы граждан выше интересов государства, так как предполагается, что человек совершил всего лишь ошибку – по забывчивости не указал точную сумму своих доходов. Злостные неплательщики налогов из других стран, хранящие вклады в швейцарских банках, подчас пользуются этой лазейкой. Кроме того, банкам запрещено предоставлять властям любую имеющуюся у них информацию об уклонении от уплаты налогов (исключение составляют те случаи, когда речь идет об уголовном преступлении). Всему миру известен знаменитый банковский девиз Швейцарии – “Ни один налоговый инспектор не сможет получить информацию о ваших доходах”. Другое дело – явное мошенничество с налогами. Например, подделка финансовых документов. Здесь помощь со стороны Швейцарии в расследовании махинаций зарубежных вкладчиков будет оказана, поскольку мошенничество по швейцарским законам, в отличие от неуплаты налогов, – уголовно наказуемое деяние .
В настоящее время основными в каталоге федеральных налогов являются: налог на доходы корпораций, НДС, подоходный налог с физических лиц, расчетный налог. В кантонах основными источниками налоговых поступлений являются подоходный налог с физических лиц, взимаемый в кантоне в пользу обоих уровней государственного управления, налог на наследство и дарение .
Налог на прибыль корпораций взимается на всех уровнях налоговой системы. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль корпораций определяется как сумма полученной чистой прибыли. Причем в налогооблагаемую базу включаются доходы, полученные за пределами страны (за исключением доходов от зарубежной недвижимости и постоянных представительств). При определении размера чистой прибыли, подлежащей налогообложению, федеральное законодательство, равно как и законодательство кантональное, разрешает вычитать из суммы валового дохода убытки за предыдущие семь лет, резервы и провизии, а также затраты на НИОКР. Амортизационные отчисления, вычитаемые из налогооблагаемой базы, могут быть значительными в зависимости от нормативного срока использования того или иного вида основных фондов при норме амортизации, составляющей от 4% (здания, сооружения) до 40% (автотранспорт, компьютерное оборудование) .
Также в Швейцарии возможно предварительное согласование размера налогообложения швейцарских компаний с налоговой инспекцией. Для этого в налоговую инспекцию предоставляется описание деятельности компании, после чего согласовывается размер ее налогового бремени. При условии, что компания в процессе не работы не выходит за рамки заявленной деятельности, по ее итогам она платит согласованную ставку налога .
Кроме того, фискальные органы терпимо относятся к вычету из налогооблагаемой базы различных расходов директоров, которые, как правило, одновременно являются и владельцами фирм. К ним, в частности, относятся средства на поддержание имиджа компании и представительские расходы .
Федеральный налог на прибыль корпораций взимается по прогрессивной шкале и составляет от 3,63 до 9,8% . А вот на кантональном уровне фактически существует 26 ставок налога на прибыль компаний, которые колеблются от 4 до 25%. Также в зависимости от кантона варьируется размер льгот. К примеру, в кантоне Шаффхаузен эффективная совокупная ставка федерального и местного налогов будет составлять всего 10,4% при условии, что 15% от доходов признаются налогооблагаемыми в Швейцарии. Кантон Женева установил налог на прибыль в интервале от 4 до 16%, конкретный размер которого зависит от собственного капитала; лица без деловых связей в кантоне (т.е. не ведущие коммерческую деятельность на этой территории) платят 7% вместо всех налогов кантона . А в кантоне Цуг корпоративный налог составляет 4% на доходы до 100 тыс. франков и 7% — на сумму выше этой.
Третий налог на прибыль платится на уровне муниципалитета, однако его ставка достаточно мала и составляет небольшую часть кантональной ставки. Таким образом, просчитать налоговую нагрузку по данному налогу достаточно сложно. Вероятно, именно поэтому в Швейцарии закрепилась традиция согласовывать ставку налогов с налоговой администрацией.
Интересно, что даже на достаточно невысокие кантональные и муници-пальные налоги имеются льготы в виде налоговых каникул, которые позволяют освободиться от части местных налогов на 10 лет. Для этого нужно создать 10-20 рабочих мест и заниматься видом бизнеса, в котором местные власти видят необходимость .
Подоходный налог с физических лиц. Плательщиками данного дохода выступают резиденты и нерезиденты Швейцарии. При этом резиденты облагаются налогом на совокупный доход (полученный как в стране, так и за ее пределами) и на собственность. Нерезиденты подпадают под тот же налоговый режим, что и резиденты, если они проживают и работают в Швейцарии, а в случае проживания без устройства на работу – через 3 месяца проживания.
Типы доходов, освобожденных от налогообложения:
•    Взносы работодателя в санкционированные пенсионные программы.
•    Выгоды, извлекаемые за счет беспроцентных или низкопроцентных займов.
•    Подарки на служебные юбилеи.
•    Выходные пособия.
•    Возмещение издержек, связанных с занятостью налогоплательщика.
•    Общая сумма выплат, покрывающая дополнительные представительские расходы руководителей и сотрудников отделов продаж.
Кроме того, каждое физическое лицо, подпадающее под действие подоходных налогов Швейцарии в качестве работника, имеет право на вычет из налогооблагаемого вознаграждения любых расходов, прямо связанных с занятостью, включая:
•    Орудия труда, инструменты и техническую/специальную литературу, необходимую для работы.
•    Командировочные расходы, невозмещенные работодателем.
•    Невозмещенные расходы на продолжение образования, необходимого для работы.
•    Расходы на личное рабочее место, не возмещенные работодателем.
•    Представительские расходы, в случае, если они последовали исключительно в деловых интересах работодателя (например, прием гостей).
•    Транспортные расходы на оплату дороги на работу и с работы (в соответствии со стоимостью проезда на общественных видах транспорта).
•    Дополнительные расходы на питание вне предприятия.
В особом порядке происходит обложение пенсий, расходов на образование и полученных алиментов: пенсии считаются налогооблагаемым доходом (за исключением случаев, подпадающих по действие соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения); компенсации, предоставляемые работодателем на оплату обучения в международной частной школе, учитываются под определение налогооблагаемого дохода, однако некоторые кантоны могут иметь, с санкции правительства, соглашения между работодателем и международной школой, которые не имеют налоговых последствий для работника; сумма полученных алиментов подлежит налогообложению у получателя, однако сам плательщик этих средств может принять их к вычету при определении налоговой базы по подоходному налогу.
Особенностью налоговой системы Швейцарии являются большие льготы, предоставляемые по налогообложению доходов нерезидентов по так называемым фидуциарным депозитам. Фидуциарные депозиты – финансовые операции, в рамках которых иностранный инвестор, принимая на себя все риски, передает свои активы в трастовое управление швейцарскому банку. Последний от своего имени, но по поручению клиента, размещает эти средства в зарубежных банках, находящихся, как правило, в оффшорных финансовых центрах, на территории которых отсутствует налогообложение доходов по депозитам. В самой Швейцарии доходы, полученные в результате таких операций, также не облагаются налогом, так как их источник находится за пределами страны. Что касается страны происхождения средств, размещаемых в фидуциарные депозиты, то при наличии у нее заключенного со Швейцарией соглашения об избежании двойного налогообложения, она также не имеет возможности взыскания налоговых платежей с доходов по подобным операциям. Таким образом, фидуциарные отношения со швейцарскими банками предоставляют широкому кругу иностранных клиентов хорошую возможность извлекать дополнительную выгоду за счет вывоза капитала, оставаясь при этом полностью в рамках правового поля .
Ставки федерального подоходного налога являются прогрессивными. Они варьируются от 0% до 11.5% в зависимости от размера налогооблагаемого дохода и семейного положения налогоплательщика. Ставки кантональных и коммунальных налогов различаются в зависимости от кантона и коммуны. В среднем они обычно в два раза выше ставок федеральных налогов. В Женеве, совокупная ставка налогов находится в пределах от 0.1% до 42.05% для физического лица, состоящего в браке и имеющего двоих детей .
Налог с оборота (или НДС). В сфере торговли основным федеральным налогом в Швейцарии является налог на добавленную стоимость (НДС), который был введен в 1995 году вместо налога с оборота для унификации с налоговыми системами стран ЕС. НДС в Швейцарии – это налог на всеобщее пользование и потребление и взимается на всех стадиях производства и распределения с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. Первоначально ставка налога была установлена в размере 6,5% на промышленные товары и 2,3% на продовольственные товары и медикаменты. В 2000 г. ставки НДС были пересмотрены и составили 7,5% и 2,3% соответственно. С января 2001 г. действуют повышенные ставки НДС, которые составляют 7,6% и 2,4% соответственно.
Однако в магазинах любой покупатель можете попросить чек Global Refund Cheque, для того, чтобы вернуть НДС при выезде из страны. Для этого необходимо осуществить покупки на сумму не менее 400 швейцарских франков (включая НДС), турист должен быть резидентом другой, кроме Швейцарии, страны, и приобретенные товары должны быть вывезены из страны в течение 30 дней .
Примечательно, что по отдельным объектам налогообложения кантоны и коммуны полностью отказались от своих налоговых притязаний в пользу Конфедерации. В частности, согласно ст. 134 Конституции Швейцарии “объекты, которые федеральное законодательство относит к обложению налогом на добавленную стоимость, налогом на специальные расходы, гербовым сбором или от которых это законодательство освобождает, не могут вводиться кантонами и коммунами в налог такого же характера” .
Расчетный налог. Важным источником формирования федерального бюджета Швейцарии являются поступления по так называемому расчетному налогу. Этим налогом облагаются доходы предприятий и физических лиц от движимого имущества. Этот налог взимается на уровне 35% с доходов по банковским счетам и вознаграждениям, а также с дивидендов и других вознаграждений акционеров. Иностранные инвесторы в Швейцарии этим налогом облагаются с 2005 года по ставке 15%. Три четверти поступлений от этого налога  передаются налоговым органам страны инвестора. Инвестор вправе и самостоятельно подать декларацию в налоговый орган своей страны, если он считает, что с него была удержана слишком большая сумма налога, и потребовать возврата излишне уплаченных сумм. Однако эти правила применяются только к доходам в виде процентов, получаемым физическими лицами .
Нерезиденты, проживающие в Швейцарии, могут получить компенсацию по уплате этого налога, если они представят соответствующие документы. Лица, проживающие за границей, могут также претендовать на возвращение этого налога, если между Швейцарией и страной их постоянного проживания заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Для исключения двойного налогообложения Швейцария заключила соответствующие договоры более чем с 50 странами.
По официальным данным, в 2005 г. федеральное налоговое ведомство собрало примерно 138 млн. швейцарских франков налога со сбережений. Из этой суммы около 103 млн. швейцарских франков было перечислено в страны Европейского союза, а 34 млн. франков осталось в Швейцарии в качестве компенсации операционных издержек финансовых организаций .
Налог на  тяжелые транспортные средства. Решение о введении налога было принято в 1998 г., и он был введен в действие 1 января 2001 г. Этот налог взимается как со швейцарских, так и с иностранных транспортных средств. Налог был принят в связи с тем, что Швейцария намеревается перевести как можно больше товаров, следующих через Альпы, с автомобильного транспорта на железнодорожный. Кроме того, все участники, формирующие швейцарскую транспортную политику, в последние годы выработали соглашение о том, что транспортный сектор должен нести ответственность за все затраты, которые он причиняет (принцип “загрязняешь – плати”). Новый налог экологически эффективен в двух отношениях: его сумма зависит 1)от расстояния и класса веса транспортного средства, 2) от категории загрязнителя. Для вычисления суммы налога введено три группы, соответствующие категориям загрязнителей, принятых в ЕС. Две трети доходов, которые поступают от уплаты этого налога, направляются в фонд для финансирования крупных проектов общественного транспорта, например, на строительство новой альпийской железной дороги, которая будет играть решающую роль в движении через Альпы .
Налог на имущество. Федерального налога на имущество в Швейцарии не существует. В то же время налог на имущество взимается с физических лиц – налогоплательщиков во всех кантонах. Обычно этот налог взимается со всех активов, принадлежащих резидентам в Швейцарии, за исключением активов, которые относятся к расположенным за границей предприятиям, постоянным учреждениям и недвижимому имуществу. Нерезиденты облагаются налогом на имущество в отношении определенных видов активов (в основном недвижимого имущества), находящихся в Швейцарии .
Ставки налога на имущество являются прогрессивными и обычно варьируются от 0.3% до 0.5% в год .

Похожие статьи: