Критерием оценки эффективности НДФЛ

Заслуживают внимания принципы функционирования налоговой системы Германии, установленные со времени Л. Эрхарда. В их числе: налоги должны быть по возможности нацелены на более справедливое распределение доходов; налоговая система исключает двойное налогообложение; величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства, максимальное уважение к частной жизни гражданина – налоговый чиновник не имеет права предоставлять сведения о налогоплательщике.
Критерием оценки эффективности НДФЛ с позиции социальной направленности служит его способность решать задачи оптимального перераспределения доходов. Эффективными являются налоги, которые минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов. Неэффективными – отрицательные последствия которых превалируют над положительными. При этом, по мнению английского экономиста Р. Клейна, размер перераспределяемой части национального дохода обусловливается прежде всего политическими, а не экономическими факторами.
Согласно точке зрения С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи и др., налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении сокращается. Регрессивной – если после выплаты налогов неравенство возрастает. Налоговая система является прогрессивной, если кривая Лоренца для доходов после уплаты налогов показывает более равномерное распределение, чем для доходов до уплаты налогов. Налоговая система является прогрессивной, если богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. Статистическое обоснование прогрессии, связанной с различиями в структуре потребления получателей высоких и низких доходов, дано немецким ученым Э.Энгелем.
Наиболее важной количественной оценкой взаимосвязи доходов и налогов является уровень налогового давления, после превышения которого налогоплательщик не может обеспечить простого воспроизводства, когда налог действует как отрицательный стимул к труду. Отрицательный эффект необоснованного роста налогового бремени проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственно – воздействуя на экономические мотивы и стимулы, опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.
О приближении пределов дальнейшего налогового бремени сигнализирует: снижение нормы сбережений и инвестиций, уход экономики «в тень», увеличение групп населения, предпочитающих жить на государственные пособия, а не на доходы, облагаемые налогами. Сверхобложение доходов подавляет мотивацию к зарабатыванию денег.

Похожие статьи: