Малый бизнес в советский период

Малый бизнес в советский период

В советский период российской истории структура мелкого предпринимательства претерпела серьезные изменения, оно было развито в тех отраслях, которые обеспечивали конечное потребление населением продуктов их деятельности  . Постепенно происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу, с одновременным ростом количества государственных и кооперативных предприятий. К 1929 г. на государственных предприятиях было занято 60 % наемной рабочей силы, на кооперативных — около 23,5 %, а в частнокапиталистических заведениях было сконцентрировано 11 % от общего числа занятых. Политика в отношении мелкого производства после революции 1917 г. характеризуется постепенным «наступлением» на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. В 1918 г. были национализированы крупные объекты производства и сферы обслуживания, находящиеся в частной собственности, а за период с октября до конца 1920 г. было национализировано 4,5 тыс. предприятии малого размера. С 1921 г. до середины 1920-х гг. деятельность ремесленников и кустарей, частных предпринимателей законодательно не ограничивалась. Налоги взимались дифференцировано из расчета 12 категорий, при этом учитывались и число занятых лиц, и сумма прибыли. Однако со второй половины 1920-х гг. ужесточились меры, ограничивающие деятельность частных предпринимателей и потребительской кооперации. В первую очередь, эти меры затронули область налогообложения. Патентный сбор с предприятия в этот период засчитывался в размере 50 % в уплату уравнительного сбора. Уравнительный сбор взимался с определенного процента к оборотам предприятия и исчислялся по оборотам на предшествующий период. Было введено обложение подоходным налогом по совокупному доходу. Таким образом, предпринятые государством фискальные меры существенно повлияли на объемы и масштабы как частного сектора, так и в целом малого предпринимательства.
В Конституции СССР 1936 г. малое предпринимательство, кустарное и ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию. Подобное отношение к мелкому производству было характерно и в 1960-е, и в 1970-е гг. Политика по отношению к мелкому производству постепенно изменялась с принятием Конституции в 1977 г. В самом начале перехода России на путь рыночных реформ в 1988 г. было принято решение о поддержке малого предпринимательства, и как результат в начале 1990-хгг. появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказания услуг населению, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки и т. д.
Развитие малого бизнеса было тесно связано с реализацией политики его налогообложения. Становление введенной с 1992 г. принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство в отношении малого бизнеса в целях его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами.
За прошедшие 15 лет можно выделить несколько заметных событий, произошедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991 г. в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобождены на первые два года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном объеме. К таким предприятиям относятся кустарное и ремесленное производство, кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказания услуг населению, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки и т. д. С 1994 г. малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС). Учитывая характерный для того времени высокий уровень инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 г. малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» и Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»: упрощенные процедуры и формы отчетности, упрощенный порядок регистрации, страхование, производственно-технологическая и информационная поддержка, кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях  .
В 1998 г. был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», который до 2003 года служил преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, т.е. упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
В рамках реформирования системы специальных режимов налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства с 1 января 2003 г. вступили в силу гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ,  который был призван пополнить доходы бюджетов за счет поступлений от тех хозяйствующих субъектов, чьи обороты фактически сложно проконтролировать, а также создать благоприятные условия для развития малого бизнеса.

Похожие статьи: