Методы и формы контроля налоговых органов за соблюдением законодательства РФ

Методы и формы контроля налоговых органов за соблюдением законодательства РФ

В правоприменительной практике большинства государств сложились специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов. Как правило, эти методы можно классифицировать на законодательные ограничения, меры административного воздействия, применяемые при нарушении плательщиком налогового законодательства, а также на специальные судебные доктрины.
Законодательные ограничения – это меры, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов. Среди них, например, регистрация в налоговом органе в качестве налогоплательщика, предоставление сведений и документов, необходимых для уплаты налогов, а также установление ответственности за нарушение налогового законодательства.
Меры административного воздействия, применяемые налоговыми органами, являются своего рода инструментами, при помощи которых достигается возможность оперативного вмешательства налоговых органов в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов.
Судебный механизм для борьбы с уклонением от уплаты налогов также может использоваться налоговыми органами. Мировой практикой выработаны специальные судебные доктрины, применяемые судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты налогов или незаконного обхода налогов.
Совершенствование системы налогового контроля может быть осуществлено посредством повышения эффективности камеральных и выездных проверок, что может быть достигнуто в результате проведения следующих мероприятий:
– создания единой информационной базы налоговых органов, включающей в себя данные о налогоплательщиках;
– разработки методов анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
– разработки и внедрения автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
– . разработки эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности;
– – создания базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.
Необходимо отметить, что отдельные из перечисленных выше мер уже применяются налоговыми органами, а содержание и методика других находится только на стадии разработки. При этом ФНС Минфина РФ вносятся и новые предложения по совершенствованию налогового контроля.

Похожие статьи: