Мировой опыт взимания налогов с населения и использование его в Российской Федерации

Мировой опыт взимания налогов с населения и использование его в Российской Федерации

При оценке проектов и отдельных предложений по совершенствованию налоговой системы, которые вносятся в законодательные органы и органы исполнительной власти, необходимо учитывать опыт применения  действующих налогов как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.
Изучение налогового законодательства развитых стран  Запада показывает, что применяемые там налоги являются одним из важнейших рычагов государственной политики, которая позволяет направлять развитие экономики в условиях рынка. Налоги в промышленно развитых странах не являются только средством формирования доходов бюджета. Наряду с другими мерами налоговая система используется государством для воздействия на развитие экономики.
Налоги с населения с развитых станах имеют следующие основные формы:

– подоходный налог с физических лиц, взносы в фонды  социального страхования;
– налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства(поимущественный налог и налог на наследство и дарение).
Все налоги подразделяются на личные и реальные. Личными налогами облагаются только доходы населения. Личные налоги взимаются, исходя из финансового положения налогоплательщика и его платежеспособности. Реальные налоги устанавливаются на виды деятельности или на товары(как вещи), т. е. на продажу, покупку или владения имуществом(собственность), независимо от индивидуальных финансовых  обстоятельств. Реальными налогами могут также облагаться физические лица.
Различают налоги прямые и косвенные (или налоги на потребление). Такое подразделение во многом носит приблизительный характер. Предполагается, что прямые налоги взимаются с доходов физических лиц или домашних хозяйств, косвенные – предназначены для переложения  налогового бремени на конечных носителей. Поэтому личные налоги считаются прямыми, а большинство реальных налогов – косвенными.
Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой – расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Очевидно, что классификация прямых и косвенных налогов несколько условна, чего нельзя сказать о самой системе прямого и косвенного обложения, которая  реальна и действует постоянно.
Система прямого налогообложения в разных странах выглядят следующим образом: прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, США, Японии, а косвенные – во Франции и Италии.
Уравновешенную структуру имеют Италия и Германия, произошло повышение роли прямых налогов в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных – в Италии.
Самая главная черта налогообложения населения всех стран Запада – это то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц (например в США). Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида: “валовый”, т. е. общая сумма доходов из любых источников; “очищенный доход”, то есть валовый доход за вычетом расходов и  стандартной скидки; “облагаемый доход”, т. е. очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума.
При подоходном налоге штатов ставки обычно не достигают  низших ставок федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения  является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога. Следующим по значимости следует федеральный налог на социальное  страхование. В США существует 2 системы страхования: страхование по безработице и  страхование  престарелых.
В налоговой системе Франции подоходный налог составляет  18,1% доходов бюджета. Он стоит на втором месте после НДС. В основном налоговая система Франции похожа на системы США. Отличия небольшие: налоги на социальное страхование здесь уплачивают только трудящиеся, к тому же здесь присутствует так называемый  профессиональный налог, который уплачивают лица работающие, но не вознаграждаемые  заработной платой.
В Германии подоходный налог также является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% – бюджет соответствующей земли (района), 15% – в местный бюджет. Подоходный налог здесь также прогрессивен.

Читайте лекции по:

налоговому консультированию,

налоговому контролю,

налогообложению физических лиц.

Похожие статьи: