Налогообложение физических лиц. Социально – экономическое содержание, проблемы и перспективы

Налогообложение физических лиц. Социально – экономическое содержание, проблемы и перспективы

Социально-экономические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, преобразовали существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, систему бюджетных отношений, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению общеэкономических и социальных задач переходного периода.   Большое   значение   приобретает   реорганизация системы налогообложения доходов физических лиц, ее использование для регулирования доходов населения, стимулирования предпринимательской деятельности и обеспечения регулярных доходов бюджета.
Советская финансовая наука уделяла мало внимания подоходному налогу, так как он не очень влиял на материальное положение основной массы плательщиков. Отсутствие сильной дифференциации в уровне доходов большинства работающих создавало ровный фон, слабую напряженность налоговых обязательств.
Переход к рыночным методам управления экономикой, отказ от всеобщего администрирования в области доходов открыли широкие возможности для осуществления населением предпринимательской деятельности. Однако ускоренное вхождение в рынок имело и свои негативные последствия: налицо расслоение общества, появление лиц как со сверхдоходами, так и живущих за чертой бедности. Перед государством встала проблема регулирования различных по источникам и размерам доходов населения, однако не административными методами, а, как это принято в развитых странах, экономическими. В современных условиях наряду с фискальной особое внимание стало уделяться перераспределительной и регулирующей функциям налога на доходы физических лиц, так как они оказывают серьезное влияние на уровень и структуру доходов, сдерживая или усиливая темпы роста, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Налога на доходы  физических лиц важен по следующим обстоятельствам:
•    налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны;
•    он является одним из важнейших каналов формирования доходной части бюджетной системы государства;
•    налог на доходы физических лиц взимается в большинстве зарубежных стран с конца XIX – начала XX столетия и доказал на практике свою действенность и жизнеспособность;
•    налог на доходы физических лиц – один из основных налогов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.
Проверка жизнеспособности российского законодательства в области налогообложения доходов физических лиц на практике в течение последних шестнадцати лет показала, что создание в России рыночных отношений требует корректировки некоторых его положений. Реформа подоходного налогообложения открывает возможность для регулирования уровня жизни населения, с помощью системы льгот позволяет организовать социальную защиту наиболее незащищенных слоев населения. В то же время налог на доходы физических лиц дает возможность стимулировать предпринимательскую деятельность, а также обеспечивать достаточно регулярные доходы бюджета за счет более высокого налога с наиболее платежеспособных слоев населения.
Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы. Подоходный налог, первоначально вводившийся как чрезвычайный сбор, способный мобилизовать финансовые средства для обеспечения потребностей государства, со временем превратился в постоянный и в большинстве экономически развитых стран – самый крупный источник доходной части государственного бюджета.  Становление налогообложения физических лиц в России осуществлялось параллельно с  изменениями в ее политическом и экономическом устройстве.
Подоходный налог был введен в России в апреле 1916 года. Отличительным признаком налогообложения граждан после октября 1917 года в СССР было отсутствие равенства всех плательщиков перед законом в зависимости от их социальной принадлежности. По пониженным  ставкам облагались только рабочие и служащие, тогда как остальные социальные группы населения платили налог по повышенным ставкам. Налог до начала 90-х годов XX века заметно не влиял на материальное положение основной массы плательщиков. Слабая дифференциация доходов населения имела своим следствием то, что прогрессивное налогообложение практически не затрагивало интересов большинства граждан.
В настоящее время процессы политических и экономических преобразований в стране коренным образом изменили обстоятельства формирования финансовых фондов, обусловливавшие незначительную роль налога на доходы физических лиц. Так, по данным Федеральной налоговой службы России, в объеме платежей в консолидированный бюджет налог на доходы физических лиц составляет около 15%, уступая лишь налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. В формировании региональных и местных бюджетов налог на доходы физических лиц имеет еще большее значение, составляя от 16,5 до 30% поступлений, что обусловливается следующими факторами:
•    с точки зрения регулярности поступления, налог на доходы физических лиц удерживается в основном работодателем в момент выплаты заработной платы, а это значит, что данная статья доходов в бюджете пополняется как минимум ежемесячно;
•    налог на доходы физических лиц поступает только в денежном выражении в национальной валюте, тогда как налог взимается и с доходов, полученных в иностранной валюте, в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.
Налог на доходы физических лиц имеет двойственный характер: выступает специфическим элементом экономических отношений (общественное содержание) и является частью валового внутреннего продукта (материальное содержание). Экономическое назначение налога на доходы физических лиц заключается в формировании бюджетных ресурсов государства, с одной стороны, и регулировании уровня реальных доходов физических лиц, – с другой.
Изучая функции налога на доходы физических лиц как проявление его сущности  в действии, как способ выражения его свойств, в первую очередь, необходимо отметить, что на практическом уровне выполняются несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налога, – фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая. Взаимодействуя, они образуют систему. Эффективность реализации функций будет проявляться только при их грамотном сочетании.
Налог на доходы физических лиц позволяет изменять размер конечных доходов населения без изменения соответствия между результатами труда и его оплатой. Выступая одним из инструментов формирования конечных доходов, налог на доходы соответственно влияет на их структуру, а следовательно, и на структуру потребностей населения. Посредством налога происходит перераспределение части доходов, прежде всего высоких, в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом, для того, чтобы сгладить степень неравенства в доходах.
Велика социальная значимость рассматриваемого налога, так как он затрагивает интересы всего экономически активного населения страны: плательщиками налога являются около 70 млн. человек.
Социально-экономическая  роль налога на доходы физических лиц и  направления его совершенствования обусловливаются принципами налогообложения и последовательностью их реализации.
Подоходное налогообложение любой страны должно отвечать следующим принципам:
•    каждый гражданин обязан участвовать определенной долей своего дохода в формировании бюджета, который затем будет израсходован на общегосударственные цели;
•    налоговая нагрузка должна распределяться между отдельными лицами соразмерно полученным ими доходам;
•    по экономическим основаниям не могут быть подвергнуты налогообложению лица,  доходы которых не превышают прожиточный минимум;
•    уровень налогового изъятия должен соответствовать оптимальному значению, при котором у физического лица не подрываются стимулы к труду;
•    налоговое законодательство должно быть предельно понятным для плательщиков, не допускать произвольного толкования, необходимо в максимальной мере учесть принцип удобства;
•    административные издержки по контролю за уплатой налога на доходы физических лиц  должны быть минимальны.
Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц лежит в основе отражения социальной функции российской налоговой системы как социально-экономического инструмента воздействия на общество.
Реализация в совокупности данных принципов на практике является идеалом. Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки системы налогообложения физических лиц. В целом, налоговая политика любого государства строится в соответствии с социально-экономическими потребностями в зависимости от целей, которые ставит перед собой общество.
Имеют место некоторые политические и экономические противоречия налога на доходы физических лиц. Налог поступает по месту работы, но проблемы социальной инфраструктуры связаны с местом проживания, что существенно для регионов с маятниковой миграцией (например, Московская и Ленинградская области).
Одной из основных проблем российской экономики на сегодняшний день является то, что удельный вес заработной платы в издержках производства у нас в стране традиционно низок по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой. Другая проблема – многократное занижение официальной заработной платы, выплачиваемой работникам. Со временем, по мере роста благосостояния граждан, по мере того как будут решены проблемы  безработицы и задержек в выплате заработной платы, налог на доходы физических лиц может стать основной статей дохода бюджета страны.
Налог на доходы физических лиц как демократический институт может сущест¬вовать лишь при условии,  что государство не выступает как  аппарат, отчужденный от граждан – налогоплательщиков, а наоборот, является аппаратом,  подчиненным гражданскому  обществу.  Важнейший признак такой подчиненности – наличие системы общественного конт¬роля расходования средств,  собранных посредством налогов в целом и на¬лога на доходы физических лиц, в частности. О том, что такая система в настоящее время существует в России,  говорить не приходится, однако необходимо предпринять меры к ее созданию.
Одной из сложных проблем, связанных с налогообложением доходов, является определение налоговой базы. Существуют два основных подхода к ее определению: глобальный и шедулярный.
Первый применяется в основном в развитых странах и имеет ряд положительных моментов. К их числу можно отнести тот факт, что с его помощью может быть достигнута большая вертикальная справедливость, так как налог исчисляется на основе совокупного дохода индивидуума. Кроме того, налогоплательщик заявляет о своем доходе в одной единственной форме. В числе положительных черт второго подхода можно назвать возможность дифференцирования налогообложения по источникам дохода и, как следствие, достижение преференциального положения одного из источников дохода, например, заработной платы, или же, наоборот, некоторых доходов от капитала. Также, учитывая возможность удержания налога у источника по некоторым видам дохода, при подобной схеме налогообложения сокращаются административные издержки на расчет общей налогооблагаемой базы, что является необходимым при первом подходе.
К важнейшему элементу системы подоходного налогообложения населения относятся стандартные вычеты, которые являются основными налоговыми льготами по налогу на доходы населения в развитых странах. К недостаткам действующего в России механизма применения стандартных налоговых вычетов можно отнести:
•    низкий уровень вычетов, который не соответствует экономической ситуации;
•    вычет в размере 400 рублей, действующий с 2001 года, ни разу не изменялся; вычет на детей подвергался изменению только 1 раз;
•    значительное ограничение по предоставлению;
•    недостатки в механизме расчета вычетов: при занижении доходов в первой части года можно увеличить количество месяцев, за которые будут предоставляться вычеты и др.
Развитие идеи справедливости в налогообложении доходов физических лиц выражается в установлении минимума дохода, свободного от налогообложения, пределы которого определяются потребностями государства и уровнем экономического развития страны. При этом теоретически необлагаемый минимум, вычитаемый из дохода, не может быть ниже прожиточного минимума. Однако на практике дело обстоит иначе, в настоящее время необлагаемый минимум составляет менее 15% от прожиточного минимума в целом по России или менее 10% от прожиточного минимума в Москве.
Налогообложение прожиточного минимума и дальнейшее в связи с этим уменьшение реальных доходов населения приводит к возникновению необходимости выплат пособий малоимущим. За ними имеет право обратиться любая семья или одиноко проживающий человек, чьи доходы и собственность, способная приносить доход, в среднем на одного человека семьи не обеспечивают прожиточного минимума, установленного на территории соответствующего субъекта федерации. По оценкам Министерства здравоохранения и социального развития России, около 22,6 млн. человек (15,8% населения страны) в 2005 году имели доходы, не превышающие черту бедности. В то же время величина прожиточного минимума существенно варьирует по регионам. Следовательно, необлагаемый минимум в нашей стране не выполняет возложенные на него функции. Реализации принципов справедливости и платежеспособности соответствовало бы установление необлагаемого минимума на уровне прожиточного, с определением размера последнего региональными органами власти.
Это приведет, безусловно, к довольно ощутимым потерям региональных и местных бюджетов, однако, эти потери частично возместятся. Во-первых, часть населения не будет нуждаться в адресной государственной социальной помощи, что повлечет за собой снижение расходов бюджета. Во-вторых, данные меры приведут к росту платежеспособного спроса населения, что отразится на поступлении в бюджет косвенных налогов в результате увеличения объемов продаж организациями и предпринимателями конечным потребителям, а также увеличении поступлений в бюджет налога на прибыль организаций и налога на доходы индивидуальных предпринимателей в результате роста объемов продаж. В-третьих, освобождение от налогообложения величины прожиточного минимума, с одной стороны, – позволит обеспечить прогрессивность налога на доходы физических лиц, с другой, – выведет из налогообложения доходы большой части населения, что существенно упростит администрирование налога. С течением времени изменения коснутся величины доходов самих физических лиц в сторону увеличения, и это станет основой для начисления налога на доходы и пополнения бюджета.
Революционным нововведением в налогообложении доходов физических лиц в России можно назвать замену прогрессивных ставок налога на пропорциональную. Единая 13%-ная ставка налога на доходы физических лиц не соответствует структуре нашего общества, где средний класс составляет порядка 10-15 процентов населения, и нарушает социальную справедливость налогообложения. На практике эффективная ставка налога на доходы обеспеченных граждан приобретает регрессионный характер, поскольку они обладают большими возможностями для уменьшения налогооблагаемой базы за счет вычета расходов на благотворительность, образование, лечение, приобретение недвижимости. Далеко не всегда единая ставка налогообложения доходов физических лиц действительно создает стимул для честного декларирования гражданами своих доходов.
Проводя налоговую политику необходимо учитывать экономические, социально-политические, психологические факторы. Это можно сделать, сочетая решение вопросов необлагаемого минимума, границ и ставок налогообложения. Одним из основных факторов при выборе шкалы и границ налогообложения выступает дифференциация доходов населения.
Сильное влияние на динамику подачи деклараций по налогу на доходы физических лиц в России оказали:
–    отмена с 2001 года прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, так как отпала необходимость производить пересчет налога по итогам года  у физических лиц, получавших доходы из нескольких источников;
–    введение с января 2001 года социальных и имущественных налоговых вычетов, которые предоставляются налогоплательщикам налоговыми органами.
Использование социальных налоговых вычетов, с одной стороны, приводит к снижению поступлений налога на доходы физических лиц, а с другой, – оправдано тем, что установление вычетов на образовательные и медицинские расходы обусловливает возникновение положительных тенденций в виде повышения привлекательности вложений в человеческий капитал. Применение имущественных налоговых вычетов способно оказать стимулирующее воздействие на процесс легализации доходов.
Метод декларирования доходов является прогрессивным и признанным во всем мире. Усовершенствование декларационного механизма налога на доходы физических лиц в России должно идти по следующим направлениям: упрощение формы бланка декларации, повышение всеми доступными средствами налоговой культуры населения, формирование всеобъемлющей информационной сети на базе компьютерных технологий и оснащение необходимыми техническими средствами всех уровней налоговой службы.
Так как налоговое бремя члена семьи непосредственно снижает реальные доходы семьи, считаем целесообразным, наряду с использованием декларирования личных доходов, ввести практику предоставления налогоплательщиками семейной декларации.  Использование метода налогообложения доходов семьи в нашей стране является перспективным по ряду причин.
–    Cокращается объем работы сотрудников налоговых органов.
–    При сокращении количества подаваемых деклараций уменьшаются расходы, связанные с изготовлением бланков деклараций, платежных извещений, напоминаний, предупреждений.
–    Исчисление налога семьи даст возможность сбалансировать объем социальных пособий и выплат, производимых из бюджета.
–    При получении членами семьи различного уровня доходов подача семейной декларации в ряде случаев позволит снизить общий налог по сравнению с уплаченными суммами налогов всех членов семьи за счет суммирования высоких и низких доходов, что даст возможность применять соответствующую относительно низкую налоговую ставку при прогрессивном подоходном налогообложении.
    Налогообложение доходов семьи расширит воз¬можности россиян по использованию социальных и имущественных налоговых вычетов, т.к. характер этих вычетов зачастую носит семейный характер.
За последние годы произошло увеличение численности предпринимателей,  что обусловлено ростом деловой активности населения – с одной стороны, а с другой – простотой и дешевизной получения статуса предпринимателя, несложной системой учета доходов. Большое количество предпринимателей ежегодно переходят на упрощенную систему налогообложения.
Для улучшения работы с налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями необходимо ввести ежегодный сбор с предпринимателей за право заниматься предпринимательской деятельностью с зачислением всей суммы в местный бюджет. Одновременно включить его в перечень расходов предпринимателя, исключаемых из налогооблагаемого дохода. Данная мера поможет решить целый комплекс проблем.
Во-первых, побудит предпринимателей, действительно не осуществляющих никакую деятельность, отказаться от своего статуса, что сократит численность предпринимателей и, соответственно, снизит документооборот и нагрузку на налоговые органы.
Во-вторых, оставшаяся часть предпринимателей вынуждена будет показать хотя бы часть своих доходов, ранее скрываемых, чтобы объяснить налоговому органу экономический смысл осуществляемой ими деятельности.
В-третьих, налицо новый источник пополнения местных бюджетов – ежегодный сбор, а также увеличение налоговых поступлений в результате легализации плательщиком своих доходов.
Оптимизация сроков уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями должна осуществляться путем отказа от авансового способа выполнения налоговых обязательств и перехода на уплату налога на основании данных о фактически полученном доходе. Обеспечение приемлемых и удобных для налогоплательщика условий уплаты налогов – прямая задача государства, для осуществления которой должен более эффективно использоваться налоговый аппарат.
Одним из способов увеличения сбора налога на доходы физических лиц является усиление контрольной работы налоговых органов за полнотой и своевременностью выполнения физическими лицами своих налоговых обязательств. В целях обеспечения контроля за доходами и расходами населения налоговые системы зарубежных стран обеспечили взаимосвязанность налогов, тогда как в России налоги с населения существуют как бы отдельно друг от друга, что особенно наглядно видно на примере учета плательщиков налога на доходы физических лиц и имущественных налогов. Плательщики налога на доходы физических лиц учитываются по месту постоянного проживания, а имущественных налогов – по месту нахождения имущества. В результате сложившегося положения оказалось сложно учесть получаемые гражданами доходы, выявить нарушения налогового законодательства в случаях заключения мнимых сделок с целью ухода от налогообложения, проанализировать другие методы уклонения от налогообложения.  Данное   положение   не   способствует также созданию  единой базы  данных персонифицированного учета налогоплательщиков – физических лиц.
Изменения также должны коснуться механизма сбора и распределения налога на доходы физических лиц.  Данный налог  необходимо перечислять в бюджеты населенных пунктов, где проживают работники, а не в бюджеты городов, где они трудятся, то есть, необходимо распределять налог по месту жительства, а не работы налогоплательщика, как это происходит в настоящее время, так как возникает ситуация, когда бюджетные услуги ему предоставляет один регион, а налоговые обязательства перечисляются другому.

Еще лекции по налогообложению физических лиц:

Работа заграницей – налогообложение доходов

Налоговая политика при налогообложении физических лиц.
Применение соглашений об избежании двойного налогообложения физических лиц
Схемы исчисления налогов для физических лиц
Материальная выгода для налогоплательщика
Получение дохода в натуральной форме для физических лиц

Похожие статьи: