Налоговые органы в Японии

Федеральный уровень
Управление налоговой системой Японии находится в юрисдикции Министерства финансов, два подразделения которого — Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам — ответственны за исследования и планирование в сфере налогообложения, сертификацию налоговых и таможенных инспекторов, выявление фактов уклонения от налогов и т.д. Непосредственной деятельностью по проведению налоговой политики в жизнь, т.е. сбором налогов в соответствии с существующим законодательством, занято Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство . На ННУ возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых и косвенных налогов и сборов.
При численности населения Японии в 127 млн. человек штатный со-став Национального налогового управления составляет 56466 служащих. В организационном плане ННУ состоит из центрального аппарата, одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о. Окинава и  524  налоговых  инспекций, а также Налогового колледжа и Национального налогового трибунала с его филиалами, где происходит обжалование правильности начисления налогов. Структурно как центральный аппарат, так региональные налоговые бюро и инспекции на местах имеют идентичное функциональное построение и представлены тремя основными отделами: по налогообложению, сбору налогов, а также по проведению проверок и криминальному расследованию случаев уклонения от их уплаты. По целевому назначению 68% штатных сотрудников занимаются вопросами начисления налогов, 15% – сбором налогов и 17% – управлением и координацией. При этом характерно своеобразное «разделение труда», когда региональные бюро кон-тролируют правильность уплаты налогов крупными компаниями в зоне их ответственности, а налоговые инспекции – малый и средний бизнес на мес-тах, а также подоходный налог, налоги с наследства, недвижимости и другие.
Руководство практической работой в сфере выявления и пресечения налоговых нарушений возложено на директора департамента проверок и криминального расследования, в структуру которого входит отдел аудита, отдел криминального расследования и отдел по международному сотрудничеству в области расследований. Региональные налоговые бюро имеют аналогичное построение, и, кроме того, они имеют в своем штате специальных следователей, в обязанность которым вменяется сбор информации и идентификация потенциальных случаев для криминального расследования.
Согласно действовавшей ранее практике подготовки законодательных актов по изменению системы налогового обложения эти вопросы от-носились к компетенции двух организаций – Государственной налоговой комиссии при премьер-министре и Комиссии по налоговой системе пра-вящей Либерально-демократической партии, которые параллельно ежегодно готовили свои рекомендации с тем, чтобы их предложения могли найти свое отражение при подготовке очередного бюджета.
С приходом к власти правительства во главе с Дз. Коидзуми к этому процессу в 2002 году был подключен «штаб по проведению структурных реформ» в лице Совета по экономической и налоговой политике, возглавляемого премьер-министром. С появлением «трех игроков» формально были перераспределены и их полномочия. Так, за Советом закреплена задача выработки общих контуров налоговой реформы, за Государственной налоговой комиссией – детальные предложения, а Комиссия Либерально-демократической партии призвана давать политическое заключение по основным вопросам.
К перечню «законодателей» в налоговой сфере следует также отнести и Министерство финансов Японии, которое также традиционно курирует вопросы налоговых поступлений, проводя свою линию через участие в работе Совета по экономической и налоговой политике. Национальное налоговое управление участвует в этих процессах с начальной стадии подготовки различных предложений, проводя свое мнение через Министерство финансов. Подготовленные таким образом административные или законодательные изменения в налоговой системе рассматриваются на заседании кабинета министров, и после утверждения им выносятся в парламент.
Все налоги страны зафиксированы в законодательных актах, при этом каждый вид государственного налога регулируется законом. Однако многие акты отличаются большим числом статей, сложностью норм и терминологии. Поэтому в помощь налогоплательщику, помимо государственных программ по информированию о требованиях налогового законодательства, предусматривающих популяризацию этих знаний путем издания различных брошюр, пособий, организации «горячих» линий связи через Интернет, в Японии с 1951 года действует институт уполномоченных налоговых консультантов, имеющих соответствующие лицензии. Организационно они объединены в профессиональные ассоциации и на коммерческой основе выполняют всю практическую работу по начислению налогов и подаче документов как юридических, так и физических лиц в условиях действующего порядка самодекларирования налогов после подсчета годового дохода налогоплательщиков .
Местный уровень
Финансовое положение органов местного самоуправления и их финан-совые взаимоотношения с центральной властью определены в законах о местной автономии. Финансово-бюджетная система Японии построена таким образом, что местные власти собирают чуть больше трети от общих налоговых поступлений в стране . Местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы и независимы от общенациональных, наделены правом взимания местных налогов.
Особенностью японской налоговой системы является наблюдаемая в последние годы тенденция к увеличению доли местных налогов. Так, в 2002 финансовом году из общей суммы всех фискальных сборов в 79,70 трлн. иен местные налоги составили 33,42 трлн. Иен (в 1985 году эти цифры составляли 64,26 трлн. иен и 23,31 трлн. иен соответственно). Несмотря на это, величина налоговых поступлений, собираемых на местах, не позволяет местным органам власти надлежащим образом выполнять свои функции и, прежде всего, финансировать систему образования, общественные работы, сферу социального обеспечения и другие. В этой связи сложилась устойчивая практика перераспределения финансовых ресурсов из госбюджета в виде ежегодных субсидий, которые в 2003 году составили 17,39 трлн. иен .
В связи с ограниченной финансовой базой местных органов проводится балансировка доходов и расходов центрального и местных бюджетов, которая осуществляется в ходе бюджетного процесса, когда местные власти получают существенные переводы из Центра в виде перераспределения налогов, государственных субсидий и дотаций.
Перераспределение налогов осуществляется по принципу полного или частичного «сбалансирования разницы» между «основными финансовыми потребностями» и «основными финансовыми поступлениями». В качестве отчислений регионам передается 32% подоходного налога, налогов с юридических лиц и налога на спиртное, 24% потребительского налога и 25% налогов на табачные изделия. Важная особенность этих отчислений – возможность для местных администраций использовать их как собственные источники доходов, т. е. без всяких условий и ограничений в отличие от государственных субсидий и дотаций.
В дополнение к вышеназванным механизмам перераспределения финансов Японии используется и система так называемых местных уступаемых налогов, когда государство «уступает» местным властям ряд налогов, идущих на определенные цели, например дорожный налог, налог на авиационное топливо и др. Однако уступаемые налоги играют несравненно меньшую роль в качестве источника пополнения местных бюджетов (2-2,5%) .

Похожие статьи: