Обеспечение законности в системе налогового администрирования

Обеспечение законности в системе налогового администрирования

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений.
Конституционная обязанность платить налоги реализуется в рамках налоговых отношений (правоотношений), основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между налогоплательщиком (лицом, на которое возложено обязательство по уплате налога) и действующим от имени государства налоговым органом.
Обеспечить правопорядок в сфере налоговых отношений – значит реально пополнить федеральный и местные бюджеты. Это, в свою очередь, является гарантией выполнения государством основной задачи – поддержания гражданского мира и спокойствия, суверенитета государственной власти. Задача обеспечения правопорядка в сфере налоговых отношений возлагается на специальные контрольно-надзорные органы исполнительной власти – налоговые органы. Они следят, чтобы своевременнои полно вносились в бюджеты и внебюджетные фонды налоги и иные обязательные платежи, имеющие природу налога. В отечественном правоведении появилось понятие “налоговое администрирование”. Законодательство РФ о налогах содержит значительное количество правовых норм, определяющих данное понятие. Совокупность этих норм определяет основные принципы построения налоговой системы; структуру и компетенцию налоговых органов; статус участников налоговых отношений как властного субъекта – налогового органа, так и подвластного – налогоплательщика,их права и обязанности; контрольные полномочия налоговых органов, порядок и условия применения ими мер государственного принуждения, в том числе, по наложению штрафных санкций за налоговые нарушения.
Такие нормы носят межотраслевой характер, и по функциональной направленности они входят в предмет административного права, а по предметной – налогового права как самостоятельной отрасли российского права. Эта особенность норм межотраслевого института “налогового администрирования” была учтена приподготовке Проекта НК РФ.
Налоговое администрирование можно определить как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов,сборов и иных обязательных платежей. Основной формой налогового администрирования являются различные виды налогового контроля и способы его проведения.
Особой разновидностью налогового администрирования является юрисдикционная деятельность налоговых органов, в результате которой лица привлекаются к ответственности за налоговые правонарушения и налагаются штрафные санкции на правонарушителей. Юрисдикционные полномочия налоговых органов, т.е. право рассмотрения по существу и вынесения обязательных решений по делам,отнесенным к компетенции налоговых органов, играют особую роль в реализации функций этих органов.
Налоговое администрирование осуществляется в определенном, урегулированном правом порядке, который основан на процессуальных нормах, создающих в своей совокупности различные виды производств.
Процессуальный порядок реализации налогового администрирования – безусловно, одна из важнейших гарантий соблюдения государственной дисциплины, законности и достижения наиболее эффективного результата. Установление такого порядка (применительно к юрисдикционной деятельности налоговых органов) позволяет усилить гарантии прав граждан и организаций и обеспечить объективное и беспристрастное рассмотрение дела о налоговом нарушении в кратчайшие сроки. Однако вышеупомянутое справедливо лишь в том случае, если такой процессуальный порядок основан на демократических принципах и нормах действующей Конституции.

Еще ответы по госам:
Выездные налоговые проверки. Методика проведения.
Методика выездной налоговой проверки

Порядок регистрации ККТ в налоговых органах
Порядок рассмотрения и реализации материалов налоговых проверок
Налоговые проверки, вынесение решений
Правовые основы ответственности за нарушение налогового законодательства
Факторы налоговой ответственности

Похожие статьи: