Общие сведения о налоговой системе Японии

Общие сведения о налоговой системе Японии

Япония – унитарное государство, состоящее из 47 префектур, объединяющих 3255 муниципалитетов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет .
Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в послевоенный период (1950-е годы), когда политика японского правительства в области налогообложения сыграла важную роль как в обеспечении общих условий социально-экономического развития страны, так и в качестве средства проведения промышленной политики и политики ускоренной технической модернизации. Основные принципы современной системы налогообложения были сформулированы в рекомендациях «миссии Шоупа», имевших целью внедрение «лучшей в мире налоговой системы» . Однако японское правительство подошло весьма избирательно к претворению рекомендаций в жизнь и очень скоро занялось адаптацией налоговой политики к социально-культурным особенностям и насущным экономическим потребностям страны . А так как основной задачей тогдашней экономической политики Японии было стимулирование ускоренного экономического роста, то и политика в сфере налогообложения была призвана обеспечить наиболее благоприятные условия для решения этой задачи. Более того, по признанию большинства японских и зарубежных специалистов и экспертов, послевоенный японский тип налоговой системы формировался по преимуществу как неотъемлемый элемент политики экономического роста, что неизбежно влекло за собой преднамеренный отход от принципов равенства и нейтральности в осуществлении налоговой политики.
Использование налоговой системы в качестве инструмента ускоренно-го экономического роста происходило, во-первых, в виде стимулирующих мер для достижения специфических политических целей и, во-вторых, в виде постоянного снижения налоговых ставок.
Между правительством и деловыми кругами в тот период сложился консенсус относительно того, что налоговая система должна активно использоваться для стимулирования экономического роста. Следует также отметить, что лежавшая в основе общей стратегии экономического роста промышленная политика правительства носила вынужденно (вследствие объективной ограниченности распределяемых ресурсов) селективный характер, т.е. стимулирующие налоговые меры распространялись преимущественно на определяемые в каждой конкретной фазе развития приоритетные отрасли и производства (отсюда и широко известное наименование «система приоритетного налогообложения»).
Если говорить об общем налоговом бремени нации, то отношение суммарного объема налогов к национальному доходу составляло в первой половине 50-х годов ХХ века 16,5% по сравнению с 35,5% — в Англии, 24,4 — в ФРГ, 21,9 — в США и Канаде и 21,8% — во Франции . Начиная со второй половины 70-х годов обнаружилась тенденция к утяжелению налогового бремени, но и в середине 90-х годов оно было значительно легче, чем в других развитых странах .
Современная налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления .
В настоящее время в стране функционируют государственные (25 налогов) и местные налоги (30 налогов). При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные – за счет местных.
К государственным налогам относятся:
•    Подоходный налог с физических лиц;
•    Налог на прибыль корпораций;
•    Налог на имущество физических и юридических лиц;
•    Потребительский налог и др.
К местным налогам относятся:
•    Предпринимательский налог, который начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли.
•    Корпоративный муниципальный налог, который представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Токио) соответственно городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио — городского) налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).
•    Уравнительный налог, который представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридическо¬го лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1 .
•    Налог на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%;
•    Налог за посещение горячих источников. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 5% потребительскому налогу;
•    Налог на прибыль корпораций;
•    Подоходный налог с физических лиц;
•    Налог на пользование природными ресурсами;
•    Часть акциза на табак и др.
Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, состав-ляя значительно меньше половины их доходной части. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципа-литетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства – 16%. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы, остаток предыдущего года и др.
В целом японская налоговая система представляется достаточно эффективной. На ее функционирование в 2002 году из бюджета было затрачено 731,6 млрд. иен. Таким образом, на сбор 100 иен налогов было затрачено 1,6 иены (в 1980 г. – 1,4 иены, в 1995 г. – 1,26 иены).

Похожие статьи: