Организационно – экономическое содержание налогового контроля

048024a

Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы налогового контроля — это комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе.
Каждая из форм налогового контроля имеет свое определенное предназначение в единой системе налогового контроля. Выделяют следующие формы налогового контроля:
1. Учет налогоплательщиков – обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Эта база данных формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
2. Ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей налоговыми органами направлено на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативно-бухгалтерский учет осуществляется путем ведения лицевых счетов, отправляемых ежегодно на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций и данные о фактическом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды.
3. Налоговые проверки занимают в системе налогового контроля центральное место и являются его ключевым элементом. Они обеспечивают непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых расчетов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности.
Через налоговые проверки проходит вся отчетность налогоплательщиков, представляемая в налоговые органы в установленном порядке. По результатам проверок в оперативно-бухгалтерском порядке отражаются суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом. В то же время данные оперативно-бухгалтерского учета о фактическом состоянии лицевых счетов налогоплательщиков и учетные данные о налогоплательщиках являются одной из важных составляющих информации, используемой при проведении налоговых проверок. Выявленные в ходе проверок несоответствия имеющейся в налоговом органе учет¬ной информации фактическим данным используются для уточнения учетной информации и привлечения налогоплательщиков к ответственности за несоблюдение налогового учета.
Субъектами налоговых проверок являются, в первую очередь, налоговые органы.
Объектом налоговой проверки является финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, т.е. совокупность совершаемых им финансово-хозяйственных операций. В зависимости от вида налоговой проверки ее объектом в конкретных случаях может быть либо вся совокупность совершаемых налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, либо какая-то часть этой совокупности.
Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю, за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы. Осуществление налогового контроля является главной задачей налоговых органов.
Налоговые органы РФ — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Право налоговых органов на проведение налоговых проверок за-креплено в  ст. 31 Налогового кодекса РФ. Подпункт 2 п. 1 ст. 31 НК РФ уточняет, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки только в порядке, установленном НК РФ.
Основным базовым методом проведения налоговой проверки, определяющим ее сущность, является сравнение данных о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, отраженных в представленных налоговых расчетах (декларациях), с фактическими данными о финансово-хозяйственной деятельности, отраженными в первичных документах либо полученными на основании иной достоверной информации.
Частные методы и методы проведения налоговых проверок различают в зависимости от вида проводимой проверки и конкретных обстоятельств ее проведения, но все они сохраняют сущность базового метода проведения налоговых проверок — сравнение отчетных и фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо получение данных, необходимых для такого сравнения.
Налоговый кодекс РФ предусматривает проведение налоговыми органами двух видов налоговых проверок: камеральных и выездных, которые различаются как по месту и методам проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Основные отличительные черты двух видов налоговых проверок:

сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок

Помимо подразделения налоговых проверок на камеральные и вы-ездные, по месту проведения и объему проверяемой документации используется классификация проверок и по другим признакам:
– по объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на: комплексные, выборочные и целевые.
Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика за проверяемый период по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.
В ходе комплексной проверки финансово-хозяйственная деятельность проверяемой организации подвергается всестороннему анализу с точки зрения правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов, подлежащих уплате проверяемым налогоплательщиком. С учетом того, что выездные проверки проводятся выборочно при достаточных основаниях полагать наличие у проверяемого налогоплательщика существенных нарушений налогового законодательства, а также что многие нарушения порядка ведения бухгалтерского учета влекут за собой налоговые правонарушения сразу по нескольким налогам (например, неправильное отражение выручки от реализации приводит к неправильному начислению одновременно по налогу на прибыль, по НДС), практически все ведущие налоговые проверки целесообразно проводить как комплексные. Комплексной по своей сути является и камеральная налоговая проверка, поскольку проверке подвергается вся представляемая налогоплательщиком отчетность по всем подлежащим уплате налогам.
Выборочные проверки — это проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС и т.п.).
Выборочные налоговые проверки проводятся чаще всего в отношении организаций — налоговых агентов в порядке контроля за правильностью начисления и удержания ими и своевременностью перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Целесообразность про¬ведения выборочных налоговых проверок, включающих проверку только по данным вопросам, обусловлена четко выраженной спецификой этих вопросов, их относительно слабой увязкой с вопросами уплаты других налогов и сборов и наличием в налоговых органах специализированных подразделений, занимающихся налогообложением физических лиц.
Целевые проверки — проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной дея-тельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяй¬ственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т.п.). Как правило, целевые проверки проводятся в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проводиться и как самостоятельные.
Как правило, при осуществлении налогового контроля за деятельностью НКО используются выборочные или целевые проверки.
Сплошные и выборочные налоговые проверки отличаются по объему проверяемых документов. При сплошной проверке проверяются все документы организации без каких-либо пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Заранее такие проверки планируются в организациях с небольшим объемом документации либо в организациях, где необходимо восстановить учет.
При выборочной проверке проверяется только часть документации организации. Выборочная проверка может и должна превратиться в сплошную, если в проверяемой выборке обнаружены нарушения, которые могут быть присущи всему массиву данной документации.
При проведении выездной проверки одна часть документации может проверяться выборочным методом, а другая — сплошным. При проведении камеральных проверок используется только выборочный метод. При возникновении необходимости проведения сплошной проверки документации данной организации следует назначать выездную проверку.

Еще лекции по организации и методики проведения налоговых проверок:

Виды налоговых проверок: выездная и камеральная, их цель и значимость.
Выездные налоговые проверки, их назначение и порядок проведения.

Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.

Основные принципы и этапы планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Общая характеристика выездной налоговой проверки.

Похожие статьи: