Поддержка экспорта внешнеэкономической деятельности

Поддержка экспорта

Направления государственной поддержки российского экспорта
1.    финансовая поддержка,
2.    налоговое стимулирование,
3.    таможенно-тарифное стимулирование,
4.    специальные мероприятия и меры общеэкономического характера.
1. Государственная финансовая поддержка осуществляется на возвратной и платной основе. Для осуществления финансовой поддержки в федеральном бюджете выделяются отдельной строкой средства, которые предназначены для:
•  предоставления Правительством РФ в лице Минфина РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспорто-ориентированных предприятий и организаций;
•  гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков;
•  прямое льготное кредитование экспортеров машин и технической продукции из средств федерального бюджета;
•  долевая государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов;
К наиболее актуальным вопросам государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции можно отнести:
•  государственную поддержку экспорта промышленной продукции как возмещения части процентных ставок по экспортным контрактам;
•  предоставление государственных кредитов на цели сооружения объектов за рубежом.
2.  К мерам налогового стимулирования экспорта следует отнести отсрочку платежей по налогу на прибыль. Такую отсрочку получили предприятия — экспортеры машинно-технической продукции в 1996 г. Доходы от экспорта не учитывались при исчислении налога на прибыль в течение года, тогда как согласно действующему законодательству сумма налога должна была бы ежеквартально исчисляться нарастающим итогом с уплатой авансовых взносов исходя из предполагаемой прибыли. Тем самым предприятия-экспортеры получили временно свободные денежные ресурсы для пополнения оборотных средств. И возврат НДС при осуществлении экспортных операций.
3.   К мерам таможенно-тарифного стимулирования экспорта прежде всего машинно-технической продукции следует отнести изменения, касающиеся:
•  снижения ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование;
•  полного освобождения от таможенных пошлин ввозимых на территорию Российской Федерации компонентов, необходимых для производства продукции на экспорт;
•  сокращения перечня товаров, подпадающих под обложение экспортными пошлинами:
Таможенный кодекс Российской Федерации, действующий в России с 1 января 2004 г., сократил время оформление таможенных документов до трех дней и четко определил документы, необходимые для таможенного оформления.
4.  К мерам специальной поддержки экспортеров относят информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам.
Согласно Закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» система внешнеторговой информации должна содержать сведения:
•  о федеральных и региональных программах развития внешнеторговой деятельности;
•  о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;
•  о российском и иностранном законодательстве в сфере внешнеторговой деятельности;
•  о деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом;
•  о деятельности специализированного Российского экспортно-импортного банка и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию;
•  о таможенной статистике РФ;
•  о конъюнктуре по основным товарным группам на зарубежных рынках;
•  о правовых актах РФ по стандартизации и сертификации;
•  о правонарушениях в сфере внешнеторговой деятельности;
•  о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию РФ и вывоза с ее территории.
В систему внешнеторговой информации входят также другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.
Согласно Закону (ст. 47) Минэкономразвития РФ обязано в разумный срок предоставить необходимую внешнеторговую информацию российскому или иностранному лицу, участвующему во внешнеторговой деятельности, за плату, не превышающую стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации.
Особый интерес для российских экспортеров представляет использование потенциала торговых представительств за рубежом. Среди направлений работы российских заграничных учреждений с отечественными предприятиями можно выделить:
•  проведение маркетинговых исследований, подготовку справок по просьбе российских предприятий;
•  предварительное ознакомление зарубежной аудитории с планируемой на экспорт продукцией, товарами, услугами;
•  консультирование по вопросам зарубежного законодательства, существующих норм, стандартов, правил, обычаев;
•  содействие в организации деловых визитов, встреч, предоставление помещений для переговоров, услуг по переводу;
•  другие виды содействия в стране пребывания российских заграничных учреждений, включая защиту интересов российских экспортеров, содействие в урегулировании торговых споров.
5. Среди мер общеэкономического характера, имеющих большее значение для экспорта, следует отметить такие, как наведение порядка в ценообразовании продукции и услуг естественных монополистов, включая тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом, перекачку, перевалку и налив нефти и нефтепродуктов, цены на природный газ для производственных нужд, тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также ясную политику в отношении установления курса рубля по отношению к иностранным валютам и другие меры общеэкономического характера.

Еще лекции по налогообложению участников внешнеэкономической деятельности:
Методы государственного регулирования ВЭД
Основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
Валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономической деятельности

Похожие статьи: