Полномочия других государственных органов в сфере налогового контроля

Полномочия других государственных органов в сфере налогового контроля

Министерство финансов РФ. Правовой статус Министерства финансов России (Минфин) определен постановлениями Правительства РФ от 7.04.2004 № 185 и от 30.06.2004 № 329: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Функции Минфина России: разработка проектов федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам: налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам.
Минфин России разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, требований об уплате таможенных платежей, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Минфин России осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.
В НК РФ определяются полномочия Минфина России и органов регионального и местного управления в области налогов и сборов: только Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, порядок их заполнения. Письменные разъяснения даются в течении двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя), но не более чем на один месяц [2, ст. 34.2].
Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется приказами Минфина России (установление особенностей постановки на учет налогоплательщиков, определение порядка присвоения и применения ИНН, порядка хранения алкогольной продукции в режиме налогового склада, порядка функционирования налоговых постов). Все ранее принятые нормативные правовые акты МНС России действуют до признания их утратившими силу.
Отдельные нормативные документы в сфере налогового контроля будет выпускать ФНС.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, должны давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Федеральное казначейство (федеральная служба) представляет собой единую централизованную систему органов, подведомственных Минфину России. В него включаются Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), территориальные органы Федерального казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам, районам и районам в городах.
До создания органов Федерального казначейства (ФК) функции кассового исполнения Федерального бюджета выполняли коммерческие банки, что приводило к ряду негативных последствий.
В бюджетной сфере был восстановлен принцип единства кассы, в соответствии с которым все операции с бюджетными средствами учитываются на едином счете, что потребовало перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета [22, стр. 301 - 303].
Закон о Федеральном бюджете закрепляет ожидаемые показатели налоговых поступлений. ГУФК проводит кассовое планирование средств Федерального бюджета, согласуя во времени доходные поступления и расходы.
Кассовое исполнение Федерального бюджета состоит в зачислении сумм налогов, подлежащих уплате в Федеральный бюджет, на единый казначейский счет Федерального бюджета. Территориальные органы ФК получают суммы налогов на свои счета и перечисляют их на единый казначейский счет. Одновременно происходит отчисление долей регулирующих налогов в бюджеты более низких уровней.
В процессе бюджетного регулирования в федеративных государствах осуществляется выравнивание бюджетных поступлений путем распределения части налоговых поступлений между нижестоящими бюджетами в той или иной пропорции. Исходя из приоритетности этой задачи, важнейшее значение имеет учет доходов бюджетов всех уровней.
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). С февраля 2005 г. – ДЭБ (Департамент экономической безопасности). Это правоохранительный орган (не является участником налоговых правоотношений). Создан в соответствии с Указом Президента РФ № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в РФ», действует с 1.07.2003. Возглавляется заместителем министра внутренних дел – начальником службы криминальной милиции.
В состав Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) входят ГУБЭП и ГУНП. Согласно ст. 3 Указа, МВД переданы лишь те функции, которые ФСНП выполняла по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Задачи и функции, возложенные на криминальную милицию по борьбе с преступлениями в сфере экономики, ФСЭНП реализует как непосредственно, так и через Главные управления МВД по федеральным округам, органы внутренних дел субъектов РФ.
В составе подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями имеются контролеры-ревизоры, в компетенцию которых входит осуществление автономных проверок соблюдения налогового законодательства. Право проводить такие проверки, закреплено в гл. 6 НК РФ, п. 25 и 35 ст. 11 «Закона РСФСР о милиции» от 18.04.1991 № 1026-1, ведомственных нормативных актах МВД. ОВД участвуют также в совместных с налоговыми органами выездных налоговых проверках (ВНП).
Функции ФСЭНП.
1. Изучение и анализ состояния преступности в сфере налогообложения, что реализуется через мониторинг налоговой преступности. На основе полученных данных должны разрабатываться предложения по защите сферы экономики от преступных посягательств, связанных с уклонением от уплаты налогов, а также проекты нормативных правовых актов, направленных на активизацию борьбы с налоговыми преступлениями, и проекты международных договоров в этой сфере.
2. Организация и непосредственное осуществление оперативно-разыскной деятельности (ОРД) (согласно Закону от 12.08.1995 «Об оперативно-разыскной деятельности»).
3. Деятельность по профилактике налоговых преступлений.
4. Участие в налоговых проверках по запросу налоговых органов (ст. 36 НК РФ). При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, сотрудники ОВД проводят самостоятельные проверки организаций и физических лиц.
Проверки, осуществляемые ФСЭНП, не являются налоговыми в соответствии с НК РФ. По результатам проверки ФСЭНП может быть принято одно из следующих решений:
– о возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в налоговые органы при наличии налогового право нарушения.
5. Возбуждение уголовных дел и их дальнейшее сопровождение.
6. Специфические функции – охрана налоговых инспекторов, членов их семей, участие в выемке документов, аресте имущества, внутренние расследования (борьба с коррупцией) [22, стр. 303 - 305].

Похожие статьи:

  • Нет похожих записей