Применение соглашений об избежании двойного налогообложения физических лиц

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения физических лиц

Международные налоговые соглашения очень важны для налогового планирования. Использование основных положений Соглашений позволяет дополнительно снижать налоги путем целенаправленного структурирования бизнеса.
Прежде всего, речь идет о положениях, относящихся к налогам на доходы у источника выплаты: дивиденды, проценты, роялти, а также на доходы от международных перевозок. Обычно при выплатах таких доходов зарубежному партнеру резидент некоторой страны должен удержать и выплатить в казну своего государства налог по определенной ставке. При наличии же договора между двумя этими странами ставка может быть существенно уменьшена или же налог у источника может вовсе не взиматься.
Статья «Дивиденды» всех без исключения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения базируется на том принципе, что налогообложение дивидендов исключительно в стране источника дохода неприемлемо.
Что касается НДС, то он никогда не подпадает под действие налоговых соглашений. Дело в том, что НДС — косвенный налог, взимаемый по месту реализации товара или услуг, независимо от резидентности продавца .
В большинстве Соглашений, заключенных РФ, проценты, не относящиеся к деятельности постоянного представительства, полностью освобождаются от налогообложения в РФ. В отдельных Соглашениях предусмотрено применение пониженных ставок налогообложения процентных доходов. Причем соглашением могут быть оговорены условия применения этих ставок. Так, согласно п. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал предусматриваются три ставки налогообложения процентных доходов. Проценты, возникающие в РФ и получаемые резидентами Швейцарии, облагаются в России по ставке 10%. В случае любого займа, предоставленного банком, налог не должен превышать 5%. Если проценты выплачиваются в связи с продажей в кредит любых видов промышленного, коммерческого или научного оборудования или в связи с продажей в кредит любых изделий одним предприятием другому предприятию, то применяется ставка 0%.
Договоры определяют и территорию их действия. Например, по Конвенции между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал 2000г. (ст.3) термин «Греческая Республика» означает территорию Греческой республики и часть моря, находящуюся за пределами территориального моря и прилегающую к нему, морское дно и его недра, находящиеся под Средиземным морем, где Греческая Республика осуществляет суверенные права в целях разведки, добычи или эксплуатации природных ресурсов в этих районах в соответствии с международным правом. «Территория Российской Федерации» включает также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определенный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. По договору Российской Федерации с США от 17 июня 1992 года термин «Соединенные Штаты» означает Соединенные Штаты Америки, но не включает, например, Пуэрто-Рико, Виргинские острова, Гуам.
Правильное понимание того, входят или не входят та или иная зависимая территория, острова, участки континентального шельфа в ту территорию договаривающего государства, на которую распространяется соглашение, имеет значение как для иностранных лиц, осуществляющих экономическую деятельность на территории страны пребывания, так и для национальных фирм, осуществляющих свою деятельность за рубежом. Для практического применения соглашений об устранении двойного налогообложения иногда необходимо получить официальное подтверждение компетентных органов того факта, что на данную территорию распространяется действие соглашения.
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество 1996г. применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым на всех уровнях в договаривающемся государстве, независимо от способа их взимания.
По ст. 2 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал 2000 г. Конвенция применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в дополнение или вместо существующих налогов.
Доходы, полученные резидентом одного договаривающегося государства от отчуждения недвижимого имущества, находящегося в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве (ст. 13 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы 2000 г.).
Договорами регламентируются правила устранения двойного налогообложения. Так, по ст. 23 Конвенции между Правительством Португальской Республики и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от платы налогов в отношении налогов на доходы 2000 г. двойное налогообложение в РФ устраняется следующим образом: если резидент России получает доход, который в соответствии с положениями Конвенции может облагаться налогами в Португалии, сумма налога на такой доход, подлежащая уплате в Португалии, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Сумма такого вычета не должна превышать сумму налога на доход, рассчитанного в России.
Предусматривается обмен информацией между компетентными органами. На основании ст. 25 Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал 1992 г. компетентные органы будут обмениваться информацией, касающейся налогов, на которые распространяется договор. Полученная информация будет считаться конфиденциальной и будет раскрыта только лицам или органам (включая суды и административные органы), связанным с исчислением, взиманием, управлением, принудительным взысканием или исполнением решений, или рассмотрением заявлений в отношении налогов, на которые распространяется договор.
Таким образом, Соглашения гарантируют недопущение налоговой дискриминации, регулируют процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков, разрешение споров, а также вопрос обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств. Кроме того, соглашения определяют методы устранения двойного налогообложения. Межгосударственные налоговые соглашения могут использоваться для минимизации налоговых выплат участниками международной коммерции. Однако нужно отметить, что в каждом соглашении есть отступления от общих правил и свои нюансы, поэтому для правильного их применения при составлении эффективных схем налогового планирования следует обращаться к специалистам .

Важнейшим фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Расширение сферы внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества России с зарубежными странами, использование в этой сфере новых инструментов и стимулов рыночного характера ставит перед участниками международных отношений ряд проблем. Эти проблемы касаются поиска методов адаптации России к новым условиям международных отношений, путей создания выгодных форм ее сотрудничества с зарубежными странами, а также выработки различных форм контроля за коммерческой деятельностью зарубежных фирм на российской территории, за продвижением денежных потоков через границу РФ.
Для стабилизации и развития международных экономических отношений, более активного развития предпринимательства внутри страны государство использует всевозможные рычаги управления, в числе которых главное место занимают налоги и налоговая политика.
В устранении двойного налогообложения доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых значительно возрастает при обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующее в сфере международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения может достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда станет для них экономически неоправданным. Устранение двойного налогообложения возможно и в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубеж. Но это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, страна постоянного местопребывания в этом случае будет выступать нетто-донором той страны, в которой ее гражданин или предприятие осуществляет свою деятельность. В связи с этим, необходимость заключения международных соглашений, которые обязывают страны идти на компромисс, очевидна.
Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения. Целью заключения международных соглашений является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения. Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств. Соглашения гарантируют недопущение налоговой дискриминации, регулируют процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков, разрешение споров, а также вопрос обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств. Межгосударственные налоговые соглашения могут использоваться для минимизации налоговых выплат участниками международной коммерции. Однако нужно отметить, что в каждом соглашении есть отступления от общих правил и свои нюансы, поэтому для правильного их применения при составлении эффективных схем налогового планирования следует обращаться к специалистам.

Еще лекции по налогообложению физических лиц:
Схемы исчисления налогов для физических лиц
Материальная выгода для налогоплательщика
Получение дохода в натуральной форме для физических лиц

Налоговая база для физических лих

Похожие статьи: