Принципы профессионального поведения в налоговом консультировании

677

1. Объективность и беспристрастность

Принцип объективности предполагает, что аналитика, советы, рекомендации, которые предоставляемые клиенту, максимально отражают реальное положение дел, и что суждения консультанта строились с максимальной дистанцированностью от каких-либо личных интересов. Необъективность консультанта может быть вызвана: либо информационными факторами, либо факторами интересов.
1. Информационными факторами. Важнейший из них – это неполнота информации, которая может идти как от клиента, так и от консультанта и зависит от модели консультирования. Если клиент сам определяет проблему, то неполнота информации может состоять в неправильной постановке проблемы клиентом. В другом случае консультант не смог правильно провести диагностику и собрал не все факты. Отсутствие достаточных знаний у консультанта также приводит к необъективности.
2. Факторами интересов. К ним относятся дружеские или родственные и другие отношения с кем-то из влиятельных сотрудников внутри предприятия или лиц вне предприятия, имеющих к этому предприятию свои интересы. Фактором интересов являются и персональные корыстные интересы консультанта.

2. Независимость

Объективность работы налогового консультанта зависит от степени его независимости, то есть от степени влияния на консультанта внешних людей, а также человеческих и организационно-производственных отношений, в которые включен консультант. Принцип независимости не означает, что консультант вообще не должен вступать в какие-либо отношения, но этот принцип требует, чтобы заключения, которые делает консультант, и советы, которые он дает, были бы освобождены от влияния этих отношений. Независимость тесно связывается с объективностью заключений консультанта и также является условием доверия к нему со стороны клиентов и коллег.

3. Конфиденциальность

Виды конфиденциальной информации перечислены в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 188 “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера”.
Разглашение конфиденциальной информации клиентов (например, публикация) не является нарушением профессиональной этики:
а)  если получено разрешение клиента с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
б)  когда это предусмотрено законодательными актами или решениями суда;
в)  для защиты профессиональных интересов консультанта в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителем или уполномоченными представителями клиента;
г) когда клиент намеренно и незаконно вовлек налогового консультанта в действия, противоречащие профессиональным нормам.
Конфиденциальность информации оговаривается в контракте на заключение консультационных услуг или в  дополнительном соглашении о конфиденциальности.

4. Законность

В РФ отсутствуют нормативные акты, регламентирующие какие-либо особые условия для занятий налоговым консультированием, в частности, лицензирование. Поэтому контроль со стороны государства за содержанием налогового консультирования затруднителен, что, с одной стороны, может привести к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков-клиентов, с другой стороны – может подтолкнуть налогоплательщика к нарушению налогового законодательства. Налоговый консультант должен четко представлять и знать грань между законной консультацией и консультацией, выходящей за рамки закона. Хотя на практике эту грань определить трудно, а иногда невозможно.

5. Приоритет интересов клиента

Соблюдение принципа приоритета интереса клиента означает, что налоговый консультант ставит интересы своих настоящих и бывших клиентов выше собственных и служит им честно, компетентно, независимо. Налоговый консультант должен избегать выгод и интересов, предлагаемых третьими сторонами в связи с рекомендациями их клиенту без уведомления и согласия клиента. Налоговый консультант должен обеспечить, чтобы его личные и деловые интересы не могли ухудшить ход или повлиять на объективность задания.

6. Доверительность отношений с клиентом

Установление доверия – это процесс, и в доверии, как процессе, очень важным оказывается оправдание и поддержание ожиданий.
Можно выделить два уровня доверия к консультанту: персональный уровень – доверие к конкретному налоговому консультанту, к его компетентности, честности, независимости; и корпоративный уровень – доверие к налоговой консультации, которую представляет консультант, в целом.

7. Добросовестность

Добросовестность консультанта складывается из обеспечения им полноты и качества предоставления услуг, его профессиональной компетентности и учета им конфликта интересов.
1. Полнота предоставления услуг
Полнота предоставления услуг налоговым консультантом заключается в обеспечении полноты задания, полноты самого совета (включая полноту анализа всех полученных фактов и полноту оценок и предложения альтернатив) и полноты обоснования.
Полнота задания формируется за счет:
•    полноты фактов; консультанту должна быть известна ситуация и причины, вызвавшие приглашение консультанта, известны все факты, вызвавшие затруднения на предприятии.
•    полноты документов;
•    полноты ожиданий; нужно понимать, что клиент ожидает от выполнения задания, что он хочет
•    полноты объема. в ходе предварительного исследования консультант должен установить объем, диапазон задания.
В случае, когда клиент настаивает на ограниченном задании, выполнение которого с очевидностью для консультанта не сможет прийти к положительным результатам, профессиональный консультант, скорее всего, откажется от выполнения такого задания.
Полнота самого совета
Полнота совета должна быть основана на анализе всех фактов. Консультант должен предоставить заказчику максимально возможное количество альтернативных вариантов решения, сопроводив каждое из них подробным описанием последствий принятия решения, обрисовать все плюсы и минусы каждого из решений.
Полнота обоснования
Давая советы, консультант должен отметить, на основании каких законов он дает эти советы. Кроме этого, должно быть ознакомление клиента с применяемыми консультантом в процессе выполнения задания методами и техниками. Полнота обоснования помогает клиенту сформировать правильное понимание совета и адекватно реализовать его.
2. Качество предоставления услуг
Совет считается качественным, когда он полный, а также специфичный, реалистичный, практичный и понятный. Специфичность – это привязка совета к конкретной ситуации. Реалистичность – эта возможность выполнения совета. Практичность – совет практичен, если затраты на внедрение не превышают эффект от налогосбережения. Понятность – консультант должен изложить совет на том уровне, на котором клиент может его понять и реализовать.

8. Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность консультанта – это совокупность технической компетенции консультанта, а также мотивов профессионального поведения и личностных свойств консультанта . Налоговый консультант должен выполнять свои профессиональные обязанности согласно надлежащим техническим и профессиональным стандартам. Кроме того, он должен быть полностью уверен в способности клиента воспринимать советы, использовать рекомендации и внедрять результаты работ по проекту. Налоговый консультант обязан сообщать клиентам о любых сомнениях, которые у него имеются в отношении возможности с пользой применять полученные рекомендации.

9. Учет конфликта интересов

Основные виды конфликтов интересов:
1)    Конфликт интересов клиента и интересов профессионального сообщества консультанта. Этот конфликт возникает, когда клиент требует от консультанта совершения действий, противоречащих его профессиональным принципам, действий, которые, если станут широко известными, нанесут вред имиджу профессии налогового консультанта.
2)    Конфликт между интересами разных клиентов одного консультанта (например, если клиенты являются родственниками, партнерами по бизнесу или же начальником и подчиненным одной компании).
3)    Конфликт между личными интересами клиента и консультанта. Эти конфликты носят, как правило, не этический, а финансовый характер. И возникают в случае, если консультант принимает финансовое участие в делах клиента: например, владеет акциями компании клиента.
Консультант должен стремиться к тому, чтобы исключить саму возможность возникновения конфликта интересов, а в случае возникновения такого конфликта максимально оперативно разрешить его.

10. Профессиональное корпоративное поведение

1. Поддержание репутации профессии
Поддержание репутации профессии – это, разумеется, важно не только для налоговых консультантов, но и для представителей любого профессионального сообщества. Поддержание репутации – забота не только профессиональных сообществ, но и каждого отдельного консультанта, потому что в итоге поддержание репутации профессии каждым отдельным профессионалом через положительную репутацию всех помогает продвижению каждого.
2. Соблюдение этических норм профессии
Профессионального кодекса налогового консультанта в России пока не существует. Анализируя этические кодексы профессионалов в разных видах консалтинга, можно выделить следующие общие для всех них этические нормы:
• конфиденциальность информации;
•    объективность и независимость консультанта;
•    профессионализм и компетентность консультанта;
•    приоритет интересов клиента;
•    соблюдение общечеловеческих моральных правил и норм;
•    доброжелательное отношение с коллегами по профессии.
3. Взаимное уважение и сотрудничество в рамках профессионального сообщества
На рынке услуг налогового консультирования консультанты и консультационные агентства являются конкурентами друг другу, но на том же рынке по отношению к другим консультантам и вообще к другим профессиональным сообществам налоговые консультанты должны составлять консолидированную профессиональную позицию. И их коллективная задача состоит в повышении общественного статуса этой позиции. Поэтому, как профессиональное сообщество, налоговые консультанты обязаны стремиться к сотрудничеству в рамках своего профессионального сообщества и не допускать недобросовестной конкуренции.

Лекции по налоговому консультированию:

Направления и виды налогового консультирования.

Методика процесса налогового консультирования.

Модели налогового консультирования.

Организационно-экономические инструменты налогового консультирования

Похожие статьи: