Проблемы повышения эффективности налогового администрирования

Проблемы организации и повышения эффективности налогового администрирования

На налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.
Понимание экономической сущности налогов должно восстановить справедливость и обеспечить плательщику налогов соответствующее место в налоговых отношениях – не столько обязанного субъекта, сколько партнера и «работодателя» государства, имеющего полное право хотя бы на частичную возвратность налогов качественными и эффективными услугами государства.
Важнейшим условием эффективности налогового администрирования выступает законодательное установление процедур по реализации тех или иных норм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Прежде всего необходимо обеспечить новое качество налоговых отношений, придающее им товарный характер. Это, во-первых, легкость, понятность, простота уплаты налога, его привлекательность и удобство, с точки зрения налогоплательщика, в противовес уклонению от налогообложения и осуществлению незаконной предпринимательской деятельности. Повышение прозрачности государственных расходов и качества услуг, их экономичности и эффективности, во-вторых. Важно определить правильный момент в осуществлении налоговых отношений — во взимании налога, а также введения каких-то изменений в налогообложение, включая новые налоги и приемлемую для потребителей (налогоплательщиков) «цену налога» в данных экономических условиях.
Необходимы соответствующие средства рекламы, стимулирующие формирование законопослушных налогоплательщиков, уверенных в том, что, планируя и тем самым минимизируя налоги, выгоднее, чем бояться ответственности, жестокой кары со стороны налогового инспектора. Следует пропагандировать сотрудничество с налоговыми органами в плане налогового планирования, создавать такие условия, чтобы налогоплательщик понимал, что, доверяя и консультируясь с государством в лице налогового инспектора, он заплатит меньше, чем пытаясь обмануть государство.
Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости от уровня свое¬го экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с изменением законодательных форм.
Качество администрирования отражается на xaрактере взаимоотношений
налогоплательщиков и налоговых органов. Для построения отношений партнерства необходимо разработать и законодательно утвердить процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений.
ФНС должна существенно изменить формы работы с налогоплательщиками. Ее основной задачей становится повышение качества оказываемых налогоплаткам информационных услуг, снижение влияния субъективных моментов при взаимодействии тех, кто взимает налоги, и тех, кто их платит. Именно на достижение этих стратегических целей должны быть направлены мероприятия по улучшению обслуживания налогоплательщиков, расширению сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств. Регламентация прав налогоплательщиков и налоговых органов тесно связана со справедливостью налоговой системы.

Похожие статьи: