Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций

image 9458554157985630911433351992134189941 Налогообложение некоммерческих организаций


image_945855415798563091143335199213418994

Изменения,     внесённые         в   Федеральный закон    от    12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» преследовали определённые цели:
—  сделать деятельность организаций прозрачной   для общества и государства
—  выявить некоммерческие организации, деятельность которых осуществляется с нарушением законов РФ или нарушением, противоречащим целям, определённым в учредительных документах и применение мер воздействия к ним в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» к компетенции территориальных органов Росрегистрации относится проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм. Следует отметить, что  в течение 2006г. проводились проверки соответствия деятельности общественных и религиозных организаций целям, предусмотренным её учредительными документами.  Что касается проверки финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организации по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным их учредительными документами, то эта функция осуществляется территориальными органами Росрегистрации с 2007г.
В соответствии с Порядком проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным её учредительными документами (уставным целям), утверждённым приказом Минюста России от 22.06.2006 № 222  проверки проводятся не чаще одного раза в год. Проверки могут проводиться с выездом и без выезда по месту нахождения или ведения деятельности некоммерческой организации, в том числе общественного объединения.
Проверка проводится по решению руководителя территориального органа Росрегистрации, оформляемому в виде поручения. Проверка может проводиться только тем проверяющим (проверяющими), который указан в распоряжении или поручении. Срок проведения проверки не может превышать 30 дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации распоряжением (поручением) срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в распоряжении (поручении) о проведении проверки. Проверка проводится за период деятельности некоммерческой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок, но не превышающий 3 лет деятельности некоммерческой организации, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Проверка может проводиться за период деятельности некоммерческой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок превышающий указанные 3 года, при наличии информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения. Запрещается проведение повторных проверок за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев поступления оформленной в письменном виде информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности некоммерческой организации (по вновь открывшимся обстоятельствам).
Проверка проводится с предварительным письменным уведомлением некоммерческой организации. Информацию об источниках поступления и размерах денежных средств проверяющий получает из учредительных документов, решений и протоколов заседаний руководящих органов некоммерческой организации, договоров, платежных поручений, приходных кассовых ордеров (форма КО-1), а также иных первичных учетных документов, ведомостей аналитического учета по счету 51 «Расчетные счета», счету 52 «Валютные счета», счету 01 «Основные средства», акта о приемке — передаче объекта основных средств, инвентаризационных описей основных средств, инвентарных карточек основных средств (форма ОС -6), журнала — ордера № 12, отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
На основании пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.
Предпринимательской деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчика, а также иная, приносящая прибыль деятельность. Следует обратить внимание, что пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ предпринимательская деятельность общественных объединений должна не только способствовать достижению уставных целей, но и соответствовать этим целям.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческих организаций отдельных видов. Так, если некоммерческая организация создана в форме ассоциации или союза, то в соответствии с пунктом 1 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях», если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна отвечать целям ее создания, носить дополнительный характер к основной  для выполнения  целей и задач, указанных в учредительных документах.
В состав доходов, предназначенных для использования в рамках деятельности по реализации целей, предусмотренных учредительными документами, входит полученная прибыль.
К функциям проверяющего относится контроль за порядком использования прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
Даже в том случае, если некоммерческая организация не осуществляет предпринимательской деятельности, она может иметь внереализационные доходы, например, доход от реализации ненужного имущества, излишки, выявленные при инвентаризации, доход в виде процента банка, начисленного за пользование остатком на счете. Если такие доходы имеют место, то они должны использоваться строго на уставные цели или в составе административных расходов.
Основу проверки расходования денежных средств и имущества некоммерческой организации составляет оценка соответствия расходов содержанию деятельности организации, а также требованиям юридических и физических лиц, от которых поступили средства.
Целевые средства, полученные для осуществления той или иной программы (проекта, мероприятия), должны быть использованы строго по назначению. Средства, поступающие «обезличенно», а это вступительные, членские взносы, взносы учредителей, участников, могут расходоваться на любую деятельность, предусмотренную учредительными документами.
Проверяющий    контролирует   соответствие    произведенных   затрат, финансовому плану (смете) и сметам на выполнение отдельных программ.
В процессе проверки расходования денежных средств некоммерческой организации, не осуществляющей предпринимательскую деятельность,  будет обращаться внимание на структуру затрат: прямых, связанных с выполнением некоммерческих программ (проектов), и косвенных (административных). Так, если организация имеет статус благотворительной, она не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Кроме того, в ходе проверки проверяется соответствие деятельности благотворительной организации статье 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.
Все хозяйственные операции, проводимые некоммерческими организациями, должны быть обоснованы и оформлены оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье. В соответствии с положениями указанной статьи органы статистики разработали и утвердили целый ряд альбомов унифицированных форм, которыми следует руководствоваться проверяющим.
По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации составляется акт в соответствии с Порядком проведения проверок. Акт проверки некоммерческой организации должен быть составлен в срок, не превышающий    10  рабочих   дней  после  ее  завершения.
В акте отражается вывод о соответствии или несоответствии деятельности некоммерческой организации по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами.
В случае выявления в ходе проверки фактов о не целевом использовании денежных средств и иного имущества по результатам проверки Руководством Росрегистрации выносится одно из решений, предусмотренных п. 33 Порядка проведения проверок (вынесение письменного предупреждения, возбуждение дела об административном правонарушении, передаче материалов по подведомственности, приостановлении деятельности, о предъявлении в суд искового заявления о ликвидации).
В случае выявления при проведении проверки нарушения некоммерческой организацией налогового законодательства (например, нарушения порядка ведения кассовых операций, порядка работы с денежной наличностью, нецелевого использования денежных средств и имущества, которое приводит к искажению учетных данных, и, как следствие, может являться причиной сокрытия доходов) проверяющий направляет материалы проверки в соответствующий налоговый орган.
В случае выявления фактов легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, сотрудничества с физическими и юридическими лицами, включенными в пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», материалы проверки направляются в Федеральную службу финансового мониторинга, прокуратуру.
О принятом решении уведомляется некоммерческая организация.

Читайте также:   Зарубежный опыт регулирования деятельности негосударственных, некоммерческих организаций

Еще лекции по налогообложению некоммерческих организаций:

Применение некоммерческими организациями системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД)
Налогообложение НКО по налогу на добавленную стоимость




Оцените статью
Журнал про налоги и налогообложение
Добавить комментарий