Снижение налоговой нагрузки

Социологические опросы (ВЦИОМ) показывают, что лишь 25% респондентов оценивают «плоскую шкалу» как справедливую. Отрицательно относятся к ней – 65%. «Плоскую шкалу» считают несправедливой 49 % из числа высокообеспеченных и 74% – из малообеспеченных граждан. Наибольшее число сторонников единой ставки налога среди людей с высоким уровнем дохода. Среди респондентов, оценивающих свое материальное положение как хорошее и очень хорошее, «плоскую шкалу» считают справедливой – 42%, среднеобеспеченных – 27%, плохо и очень плохо обеспеченных – 16%.
С социально-экономической точки зрения стимулирующий эффект введения плоской шкалы, эффект снижения налогов весьма ограничен. Снижение налоговой нагрузки затронуло лишь наиболее высокооплачиваемые слои населения, существенно меньше отразилось на доходах среднего класса, не повлияв в целом на основную массу трудящихся. По ряду оценок для 90 % налогоплательщиков ставка налога в результате реформы повысилась с 12 до 13 %.
В целом, введение «плоской шкалы» привело к тому, что 10% населения, имеющие сверхдоходы, платят ровно такой же налог, как и 90% мало и среднеобеспеченных, хотя доход первых в 40 раз выше. Это напрямую расходится с положениями Конституции РФ.
Проведенный анализ последствий введения плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц свидетельствует об отсутствии эффективной социальной направленности налогообложения. Следствием этого выступает усиливающееся расслоение общества. Так, разрыв в денежных доходах населения в зависимости от места проживания в 2005 году составил 11 раз.

Распределение населения России по величине среднедушевых  денежных доходов (в % от общей численности населения)

В Москве среднедушевой денежный доход в месяц составил 24839,9 руб., в Ямало-Ненецком автономном округе – 21341,4 руб., в Ненецком автономном округе – 21243,5 руб. В свою очередь, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе 2215,2 руб., Республики Калмыкия 2425,4 руб., республике Ингушетия – 2480,5 руб., Ивановской области 3468,0 руб., Республике Адыгея 3875,0 руб.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 137 – ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» не внес принципиальных изменений, не обеспечил должный уровень социальной направленности НДФЛ.

Похожие статьи: