Социальный объект налогообложения

Социальный объект налогообложения

Налоговое законодательство не предоставляет льгот коммерческим организациям, готовым жертвовать часть своей прибыли на социальные программы. Правда, все социологические опросы показывают, что наличие (отсутствие) льгот не имеет первостепенного значения для принятия решения быть (не быть) благотворителем. На наш взгляд, отсутствие таких льгот свидетельствует о противоречивом отношении государства к благотворительности и иной социальной активности компаний. С одной стороны, государство призывает бизнес стать социально ответственным и вкладывать средства в социальные программы, с другой, – отменой в 2002 году налоговых льгот демонстрирует свою подозрительность к благотворительной деятельности как потенциальному механизму уклонения от уплаты налогов.
Особо резко проявляется социальный аспект налогообложения, когда речь заходит об уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Например, стандартный налоговый вычет для большинства налогоплательщиков равен 400 рублям за каждый месяц (это сумма, на которую можно уменьшить налогооблагаемый доход без дополнительных на то оснований). В то же время величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет в настоящее время более двух тысяч рублей. В итоге получается, что государство собирает налог даже с тех, кто живет за чертой бедности.
Благотворительная помощь деньгами облагается НДФЛ независимо от суммы. Оплата некоммерческой организацией обучения или медицинского обслуживания своих благополучателей признается их доходом и подлежит налогообложению НДФЛ в общем порядке. Перечень примеров можно продолжить, но все они говорят об одном и том же: налоговое законодательство ориентировано, в первую очередь, на пресечение налоговых махинаций под видом благотворительности. И в этом, конечно, есть некий смысл, если бы только не было так стыдно сообщать матери больного ребенка, что стоимость оплаченной НКО медицинской операции – это доход, с которого придется заплатить немалую сумму налога. Одно из самых неблагоприятных последствий подобного подхода к взиманию налогов состоит в том, что у людей усиливается ощущение социальной несправедливости государственной политики.
Общеизвестно, что одной из основных целей создания и деятельности многих некоммерческих организаций, основанных на членстве физических лиц (ряда общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств и т.п.), является правовая, профессиональная и социальная защита, и поддержка их членов. Такая деятельность имеет, по сути, чисто благотворительный характер, который наиболее ярко проявляется в процессе оказания этими организациями материальной помощи своим членам по различным основаниям в разнообразных формах. Однако действующее налоговое законодательство, к сожалению, не только никак не стимулирует развитие этого социально-значимого направления деятельности некоммерческих организаций, но и существенно осложняет механизм его практической реализации.
Первая и основная проблема заключается в том, что данные некоммерческие организации не являются по отношению к своим членам работодателями. Между тем, практически все льготы, установленные Налоговым кодексом РФ в отношении налогообложения материальной помощи, могут непосредственно предоставляться организациями исключительно своим работникам.
Так как статья 218 Налогового кодекса РФ предусматривает предоставление стандартного налогового вычета гражданину одним из его работодателей, некоммерческие организации не вправе применить это вычет к суммам материальной помощи, адресованной ее членам. В результате, налог на доходы физических лиц (далее по тексту – НДФЛ) удерживается в течение налогового периода (года) со 100% этих сумм. И лишь по истечении налогового периода налоговый орган может предоставить членам некоммерческих организаций стандартные налоговые вычеты при условии сдачи декларации о доходах и соответствующего заявления в налоговый орган. Такое решение проблемы вряд ли можно признать рациональным как с точки зрения некоммерческих организаций и их членов, так и со стороны государства.
В этом же русле выдержаны и положения статьи 217 Налогового кодекса РФ, в соответствие с п. 8 которой единовременная материальная помощь в связи со смертью гражданина не облагается НДФЛ лишь в том случае, когда она оказана либо его работодателем, либо работодателем члена его семьи. Что же касается материальной помощи по иным основаниям, то в соответствие с п.28 этой же статьи она освобождается от НДФЛ в пределах 2000 рублей, если она также оказана работодателем своему работнику или бывшему своему работнику, уволившемуся на пенсию. Таким образом, применение и этих льгот является неправомерным в случае выплаты некоммерческой организацией материальной помощи своим членам.
Вторая, не менее серьезная проблема возникает у некоммерческих организаций, оказывающих благотворительную помощь своим членам, тогда, когда эта помощь имеет не денежную, а натуральную форму. В благотворительной деятельности эта проблема именуется “налогом с тарелки супа” (каждый неимущий гражданин, получивший в благотворительной столовой тарелку супа, в соответствие с действующим законодательством обязан уплатить государству налог – 13% от ее стоимости, так как он получил доход в натуральной форме). И здесь налоговое законодательство ставит организацию-благотворителя практически в тупиковую ситуацию. Удержать налог с материальной помощи в натуральной форме невозможно. Заплатить этот налог за счет своих средств некоммерческая организация, как и любая другая, не имеет права. Следуя букве закона, некоммерческая организация должна сообщить о предоставленной материальной помощи в налоговый орган, а адресат – член этой организации- должен подать налоговую декларацию и уплатить НДФЛ самостоятельно. Огромное количество организаций готово подвергнуться любым штрафным санкциям, лишь бы избежать этой процедуры. Понятно, что речь прежде всего идет о моральном аспекте данного вопроса. Ни одному порядочному руководителю просто не позволит совесть направить какое-либо пожертвование нуждающемуся члену организации, одновременно сообщая в налоговый орган данные о его рыночной стоимости. Если же она достаточно высока, то становится не только стыдно перед адресатом, но и страшно за его дальнейшую судьбу. Так, например, общеизвестен случай, когда одна законопослушная организация, оказывавшая помощь продуктами одиноким старикам, подала сведения об их доходах в натуральной форме в налоговую инспекцию, после чего всем этим пожилым людям пришло уведомление с требованием подать декларацию и заплатить налог. Вполне естественно, что итогом стал не один сердечный приступ.

Еще на сайте:

Реферат по налогообложению и налогам Курсовая работа по налогам и налогообложению Лекции по налогам и налогообложению Шпаргалки по налогам и налогообложению Вопросы по госам налоги и налогообложение Ответы к госам налоги и налогообложение

Похожие статьи: