Средняя ставка подоходного налога

Результаты подсчета показывают, что средняя ставка подоходного налога накануне реформы находилась в интервале 13,0 – 13,2 %. С фискальных позиций государство ничего не теряло, переходя на плоскую шкалу налогообложения. С вводом плоской шкалы темп роста НДФЛ стал опережать темп роста общих налоговых поступлений. Так, если общие налоговые поступления в консолидированный бюджет в 2001 году увеличились на 31,4 %, то поступления НДФЛ – на 46,6 %. Более высокие темпы роста НДФЛ привели к повышению его доли в общей сумме налоговых поступлений с 2000 по 2004 гг. с 12,3 до 17,3 %.

Налог на доходы физических лиц

Анализ увеличения поступлений НДФЛ показывает, что оно связано не столько с изменением налоговой ставки, сколько с расширением налоговой базы (за счет включения в число плательщиков военнослужащих Минобороны, сотрудников МВД, прокуратуры и др. силовых структур), а также ростом номинальной заработной платы. В то же время существенного сокращения скрытой оплаты труда не произошло.
Сравнительный анализ динамики скрытой оплаты труда (2000 – 2006 гг.) показывает, что ее доля в общем объеме оплаты труда продолжает оставаться на уровне 30% и это при том, что в 1999 году он составлял 38,4%. Более того, согласно исследованиям ВЦИОМ, если во время финансового кризиса 1998 г. полностью готовы были платить налоги 61%, то теперь их число уменьшилось до 58%, а 9% не платят налоги вообще.
Выявлена тенденция роста числа уклоняющихся от уплаты налога с ростом доходов. Так, если для 59% граждан с минимальными доходами уклонение от налогов недопустимо, то данной позиции придерживается всего 38% из респондентов, относящихся к самой состоятельной группе. Уклонение от уплаты налогов допустимо для 26 % граждан с доходами до 1,5 тыс. руб. в месяц, 38 % – от 3 до 5 тыс. руб. и 58 % свыше 5 тыс. руб. Таким образом, введение плоской шкалы налогообложения не обеспечивает существенного сокращения теневой оплаты труда.

Похожие статьи: