Субъекты налогового контроля в Российской Федерации. Правовое регулирование их деятельности

Субъекты налогового контроля в Российской Федерации. Правовое регулирование их деятельности

В целях защиты своих публичных интересов в налоговых отношениях государство вырабатывает специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который обеспечил бы надлежащее исполнение ими своих обязанностей. Для этого государство создает специальный орган и наделяет его властными полномочиями по отношению к обязанным лицам. Путем законодательного регулирования взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщиков обеспечивается определенный баланс государственных и частных интересов.
Контрольная деятельность в сфере налогообложения приобрела юридическую значимость и нашла отражение в налоговом законодательстве. В Налоговом кодексе Российской Федерации впервые закреплены инструментарий, формы налогового контроля, понятие и содержание налоговых проверок, их особенности применительно к различным задачам налогообложения.
Субъекты налогового контроля – специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством предоставлены полномочия в сфере налогового контроля в отношении организаций и физических лиц (налоговые и таможенные органы). Субъекты налогового контроля реализуют свои полномочия в отношении плательщиков налогов, сборов, подлежащих внесению в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
В 1990 г. в Российской Федерации была образована Главная государственная налоговая инспекция в составе Министерства финансов СССР, а в 1991 г. – Государственная налоговая служба – независимый от Министерства финансов СССР орган исполнительной власти федерального уровня. В 1998 г. налоговая служба в Российской Федерации получила статус министерства (МНС РФ).
Указом Президента РФ № 314 МНС РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России). Законом № 58-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Закон о налоговых органах в Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации.
В настоящее время налоговый контроль осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ФНС), и ее территориальные органы, а также Федеральная таможенная служба (ФТС).
Полномочия ФНС как правопреемника МНС закреплены в Постановлении правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» [10]. Отдельными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами налоговые органы были наделены полномочиями, не относящимися к налоговому контролю. Так, Указом Президента РФ № 314 ФНС переданы функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства. Статьей 79 Закона № 58-ФЗ ФНС признана правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с выполнением функций по представлению интересов РФ в процедурах банкротства. Эти полномочия ФНС утверждены также постановлением Правительства РФ № 506 [10].
Таможенные органы – это правоохранительные органы, осуществляющие таможенный контроль (контроль соблюдения законодательства о таможенном деле). Таможенный контроль – более широкая система мероприятий, чем налоговый контроль. К таможенным органам относились: Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ), региональные таможенные управления РФ, таможни и таможенные посты. В настоящее время это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС), и подчиненные ему таможенные органы РФ [22, стр. 291-292].
Федеральная таможенная служба является структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ РФ). Функции таможенных органов закреплены в ст. 403 таможенного кодекса РФ (ТК РФ). Таможенные органы обладают контрольными полномочиями в сфере налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 34 НК РФ, ст. 408 ТК РФ, и только в отношении конкретных налогов, уплаченных при пересечении таможенной границы РФ.
Полномочия и функции ФТС закреплены также постановлением Правительства РФ № 429. Наряду с функциями по контролю и надзору в области таможенного дела, ФТС осуществляет функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой. Согласно этому постановлению, ФТС осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры к их принудительному взысканию.
Отношения, возникающие при взимании налогов и сборов таможенными органами, при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании действий таможенных органов, регулируются нормами различных отраслей права. Таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования [1]. Например, таможенные платежи уплачивают декларанты и иные лица [3]. В отличие от налогового законодательства, согласно ТК РФ, любое заинтересованное лицо вправе внести эти платежи.
Органы государственных внебюджетных фондов (ВБФ – Пенсионный, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования), являются участниками налоговых правоотношений, но не субъектами налогового контроля.
До 1 января 2001 органы ВБФ контролировали исчисление и уплату взносов, имеющих налоговую природу. С 1 января 2001, с введением ЕСН (Единый социальный налог), проверку которого осуществляют налоговые органы, ВБФ утратили контрольные полномочия. Согласно Закону № 58-ФЗ, из Налогового кодекса РФ исключены полномочия органов ВБФ применительно к налоговому контролю, которые фактически не действовали.
Остальные государственные органы, участники налоговых правоотношений, не являются субъектами налогового контроля, хотя и выполняют определенные функции в этой области [2, ст. 9]. В налоговых правоотношениях только налоговые и таможенные органы (налоговая администрация) наделены властными полномочиями от имени государства.
Основные документы, регулирующие деятельность субъектов налогового контроля – Конституция РФ, Налоговый и Таможенный кодексы РФ, Законы: «О налоговых органах в Российской федерации» (единственный акт законодательства, специально посвященный регулированию деятельности налоговых органов), «О валютном регулировании и валютном контроле», «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, «О таможенном тарифе» от 21.05.93 № 5003-1, Международные правовые договоры и соглашения с участием России, Постановления Правительства РФ и Указы Президента РФ [22, стр. 292 - 294].

Похожие статьи: