Сущность камеральной налоговой проверки и оформление ее результатов

Сущность камеральной налоговой проверки и оформление ее результатов

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 87 НК РФ).
Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, т. е. без выхода на предприятие.
В ходе камеральной налоговой проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных форм соответствующих отчетных документов, налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильность применения налоговых льгот, наличие необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, производится учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое.
При этом используются различные методы проведения налоговых проверок:
1)    Арифметическая проверка: проверяется арифметическая правильность расчетов;
2)    Формальная проверка: проверка правильности заполнения установленных форм и наличия необходимых документов;
3)    Проверка соблюдения  сроков уплаты налогов и представления документов;
4)    Сопоставление различных документов.
Камеральные проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков проводятся по каждому конкрет¬ному виду налогов в соответствии с действующими инструкциями.
Согласно статье 88 НК РФ если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Налогоплательщикам следует иметь в виду, что пеня не является штрафной санкцией за налоговое правонарушение и уплачивается она независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.   Требование направляется налогоплательщику только при наличии у него недоимки.
В случае если в результате камеральной проверки выявлены нарушения налогового законодательства, начинается производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со статьей 101 НК РФ.
НК РФ не предусмотрено составление акта камеральной налоговой проверки. «Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформлением и реализацией их результатов», утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам 28 января 1999 года установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок. Однако, в последнее время, руководствуясь практикой Арбитражных судов, налоговые органы стали оформлять результаты камеральных налоговых проверок путем составления соответствующих актов.
В соответствии со статьей 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель может вынести одно из следующих решений:
–    о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
–    об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
–    о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть отражено:
–    обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;
–    документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
–    доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;
–    решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения;
–    применяемые меры ответственности.

Похожие статьи: