Уменьшение налогов как социальное явление

Уменьшение налогов как социальное явление

“Уменьшение налогов”, “уход от налогов”, “уклонение от налогов”, “избежание налогов”, “обход налогов”, “минимизация налогов”, “налоговая оптимизация”, “налоговая выгода”, “налоговое планирование” т.д. – именно так называют в прессе, в официальной и публицистической литературе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной российской налоговой системы.
Однако до сих пор, несмотря на актуальность проблемы и множество публикаций, уменьшение налогов как социально-экономическое явление существует как бы неофициально. Ни в одном нормативном акте не предприняты даже какие-либо попытки установления критериев налоговой оптимизации. Даже в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 года N 53 речь в первую очередь идет об оценке критериев получения незаконной налоговой выгоды.
Данное положение представляется абсолютно недопустимым, так как считать, что такого явления не существует – значит не только наносить ущерб государству, но и нарушать права и интересы налогоплательщиков.
2. По нашему мнению, уменьшение налогов необходимо рассматривать как двойственное явление. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства, приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена, прежде всего, на выявление таких случаев “налоговой экономии”.
То есть, уменьшение налогов с одной стороны – это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой – стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Уменьшение налогов это процесс, обязательными участниками которого является плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.
3. Противодействие налогам, как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов – фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога – легальное (на основании закона), принудительное и обязательное изъятие части собственности граждан и их объединений для государственных (публичных) нужд.
Стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены Законом. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека. Причем, данная мотивация практически не зависит от степени его законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека. Предполагать иное, означает недооценку и отрицание существующей реальности.
Пока есть государство, пока есть частная собственность – государству будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов (других достаточных источников для этого практически не существует), а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять посредством попыток уменьшить свое налоговое бремя.
4. Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, естественно, вызывает ответную реакцию государства. Как и налогоплательщик, главным стремлением которого является сохранить часть своей собственности, подлежащей изъятию государством, последнее также вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов. Любые попытки налогоплательщиков, так или иначе, снизить налоговое бремя, сталкиваются с достаточно активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов налоговой полиции и др.).
В то же время государству необходимо признать как объективность и неизбежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления, так и проблемы возникновения огульной борьбы с налогоплательщиками. Учитывая неизбежность возникновения указанных явлений необходимо переходить к их регулированию в рамках законодательства.
Например, последние глобальные поправки, внесенные в ч. I Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ (т.н. Закон о налоговом администрировании) свидетельствуют об осуществлении законодателем работы по данным направлениям.
Так, в пользу налогоплательщиков было установлено, что пеня на недоимку по налогам не начисляется, если неуплата произошла в результате выполнения налогоплательщиком письменных разъяснений налоговых органов.
При проведении камеральных проверок налоговые органы вправе истребовать пояснения при выявлении в налоговой отчетности ошибок. Дополнительные документы могут истребоваться только в случае применения налоговых льгот, применения права на возмещение НДС и осуществлении платежей за использование природных ресурсов. В остальных случаях налоговые органы не вправе истребовать какие-либо дополнительные сведения и документы.
Против налогоплательщиков, в частности, было установлено, что штрафы по налогам взыскиваются в бесспорном порядке. Более того, в случае неуплаты пени и штрафов налоговые органы вправе приостановить операции по счетам в банках. В случае активного противодействия налогоплательщика проведению у него мероприятий налогового контроля срок давности привлечения к налоговой ответственности продляется.
Вместе с тем представляется, что даже применение самых репрессивных мер по отношению к налогоплательщикам, стремящимся уменьшить свои налоговые платежи, по нашему мнению, не даст ожидаемого результата и не приведет к тому, что все перестанут уклоняться от уплаты налогов и начнут исправно платить налоги. Решение проблемы уменьшения налогов должно осуществляться посредством детальной, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства.
Ведь в итоге все зависит от конкретных действий налогоплательщика в своем стремлении “сэкономить” на налогах и, в конце концов, от оценки этих действий, данной Законом. Иными словами речь идет об определении правовых границ дозволенного и недозволенного в этой сфере. Так, если Закон не признает действия налогоплательщика по защите своей собственности противозаконными, то плательщик действует легально, хотя бы до тех пор, пока это Закон не отменен или не изменен.
В связи с этим нам хотелось бы особо обратить внимание на Постановление Конституционного суда РФ от 23 мая 2003 г. N 9-п.*(1) В этом Постановлении выражена позиция высшего судебного органа России в части права налогоплательщика на законное уменьшение налогов. Так, в п. 3 данного Постановления указано:
“В случае, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов и позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части на которую льготы не распространяются и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.
Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании представленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального платежа”.
Таким образом, исходя из позиции Конституционного суда РФ законные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение налогов, не должны повлечь за собой применение к нему каких-либо видов ответственности.

Понятие уменьшения налогов
(налоговая минимизация)

Как указывалось выше, стремление плательщика уменьшить свои налоговые платежи, обозначается достаточно большим количеством терминов. Вместе с тем, учитывая основное содержание данного явления, мы предлагаем использовать единое определение – уменьшение налогов (налоговая минимизация).
Уменьшение налогов (налоговая минимизация) в общем смысле слова – это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Учитывая направленность действий налогоплательщика при уменьшении налогов (налоговой минимизации), их содержание и цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:
– это активные, волевые и осознанные действия;
– эти действия прямо направлены на снижение размера сумм налога.
То есть при уменьшении налогов, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Иными словами, субъект рассматриваемых нами отношений должен действовать умышлено, заранее осознавая характер своих действий, желая наступление определенного результата и сознательно допуская его. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей – основная составляющая уменьшения налогов (налоговой минимизации).
В этой связи необходимо отметить, что сами по себе неумышленные, неосторожные действия (например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников) повлекшие за собой снижение налоговых выплат не могут рассматриваться в качестве уклонения (избежания) от налогов, хотя по действующему налоговому законодательству налогоплательщик в этом случае не освобождается от финансовых санкций, предусмотренных законодательством.

Похожие статьи: