Внимание к развитию налогооблагаемой базы

Согласно опросам ВЦИОМ за последний год из-за нехватки денежных средств половине россиян (52%) приходилось отказывать себе в качественном отдыхе; треть респондентов экономила на покупке предметов домашнего обихода (35%); восстановлении здоровья (33%). Отказывались от покупки необходимых продуктов питания (20%); оплаты образовательных услуг детям (15%) и взрослым членам семьи (11%). Половина россиян не может позволить себе платное образование, 40% – платную медицину. Траты на питание у 38% опрошенных – 50-74% от общего семейного бюджета, у 10% – свыше 75%. По показателю административной бедности ЮФО (около 40 % населения которого живет за чертой бедности, в среднем по РФ – 20%) занимает «лидирующие позиции» среди федеральных округов. Порядка 70% россиян считают бедность следствием несправедливого общественного устройства.
Отмечается недостаточное внимание к развитию налогооблагаемой базы, налогового потенциала, ее неравномерное распределение по регионам. Согласно соцопросам не имеют сбережений две трети респондентов, среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга их 64%.
Международный эксперт М. Халсон отмечает, что в России значительная часть доходов имеет криминальный или полулегальный характер, налоговая система стимулирует биржевые, имущественные спекуляции, а не производство, в результате чего основное бремя налогов возложено на простых граждан. Многие потенциальные налогоплательщики, вовлечены в сферу «теневой экономики», соответственно либо вообще не платят налоги, либо платят их в существенно меньших размерах. Проведенный Тарасовой Н.А., Тарасовой М.С., Хачатрян С.Р. анализ свидетельствует о растущей непрозрачности предпринимательских доходов, росте скрываемых предпринимательских и трудовых доходов. Недостаточный уровень сбора налогов означает, что налоговое бремя одних перекладывается на других.

Динамика и прогноз (2006-2007) общих, трудовых  денежных доходов

Таким образом, налоговая политика недостаточно нацелена на упорядочение налогообложения, предусматривающее отмену нерациональных и неэффективных налогов, снижение налогового бремени и унификацию налогового администрирования.
Применение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц представляется, с точки зрения обязанностей социального государства социально несправедливым, с точки зрения фискальной политики налогообложения экономически неэффективным. Основные цели введения плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц: повышение уровня собираемых налогов; искоренение схем сокрытия реальных зарплат работников (накануне реформы 90 – 98 % налогоплательщиков уплачивало подоходный налог по минимальной ставке) недостигнуты.

Похожие статьи: