Возможности расширения налоговой базы

Италия по классификациям моделей социальной политики занимает промежуточное положение: «консервативные» принципы предоставления социальных пособий сочетаются с «британским» типом их финансирования. Подоходный налог характеризуется наличием достаточно высокой прогрессии: минимальная ставка равна 10 %, а максимальная – 50 %.
В истории подоходного налогообложения в России наиболее ярко проявляется связь политики и идеологии с налогообложением. Изменение политического курса в стране, как правило, вызывали существенные изменения в системе налогообложения.
С политической точки зрения наиболее эффективным способом обеспечения социальной направленности налогообложения доходов физических лиц является упрощение налоговой системы, отмена многих исключений, сокращение различных предельных ставок, вычетов.
Возможности расширения налоговой базы подоходного налогообложения населения, прежде всего, связаны с экономическим ростом страны и изменениями в доходах граждан, что выражается в доле заработной платы в валовом внутреннем продукте страны. Прирост сбережений малообеспеченных слоев населения должен облагаться налогом по более низким ставкам.
Благоприятные тенденции последних шести лет в экономике обусловили рост доходов и налогов физических лиц. В 2006 г., по сравнению с 2005 г., объем денежных доходов населения увеличился на 23,2%, реальных денежных доходов – 10 %, сбережений – 8,2 %. Положительная динамика дала основание охарактеризовать федеральный бюджет 2007 г. как «бюджет инвестиций в человека» в отличие от «бюджета развития» 2006 года.
В то же время, соблюдению принципов социальной направленности налогообложения не уделяется должного внимания как при формировании налогового законодательства, так и при проведении конкретной налоговой политики. Отмечается недостаточная теоретическая обоснованность ставок, льгот и налоговых вычетов.

Похожие статьи: