Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Важнейшей целью деятельности правоохранительных органов (МВД, ФТС) является обеспечение экономической безопасности в РФ (выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов, выявление, предупреждение и пресечение нарушений в налоговых органах).
Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы.
Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в широком смысле слова осуществляется в первую очередь в целях обеспечения экономической безопасности в РФ.
В узком смысле слова это взаимодействие представляет собой комплекс определенных мер.
В качестве форм взаимодействия можно выделить:
– обмен информацией;
– совместные проверки;
– совместная подготовка кадров;
– подготовка совместных аналитических материалов;
– издание совместных приказов и других документов;
– проведение совместных служебных расследований [22, стр. 305 - 306].
Совместная контрольная работа органов МВД и налоговых органов осуществлялась, в частности, по следующим направлениям:
– выявление и пресечение фактов подпольного производства алкоголя;
– проверка соблюдения установленных правил производства, хранения и реализации этилового спирта, правильности уплаты акцизных сборов;
– проверка соблюдения действующего законодательства по применению ККТ;
– проверка полноты уплаты налогов лицами в местах массовой торговли [22, стр. 307].
Согласно постановлению Правительства РФ от 9.08.1996 № 946 «О создании постоянно действующих налоговых постов в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья», создавать такие посты предписывалось органам налоговой полиции, налоговым органам и органам МВД.
В приказе МВД от 05.06.2003 № 385 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента РФ от 11.03.2003 г.» выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений является одним из приоритетных направлений деятельности ОВД.
Полномочия ФСЭНП в налоговой сфере определены Федеральным законом от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации…»: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений.
Органы МВД обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, в том числе обеспечивать привлечение к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций [4, ст. 5].
Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предоставляющих органам МВД права налоговых органов. Полномочия органов внутренних дел определяются ст. 36 НК РФ (в ред. Закона № 86-ФЗ). Права милиции определены ст. 11 Закона «О милиции». Полномочия ОВД уже тех, которыми были наделены органы ФСЭНП. ОВД не являются участниками налоговых правоотношений. Органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют в проводимых ими выездных налоговых проверках [2, ст. 36]. При выявлении обстоятельств, относящихся к компетенции налоговых органов, ОВД обязаны в 10-дневный срок направить материалы в соответствующий налоговый орган.
Таким образом, основным направлением деятельности ОВД в налоговом контроле является право по запросу налоговых органов участвовать в ВНГТ. Органы внутренних дел имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.
Приказ МВД/МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 г. «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов…» определяет порядок организации и проведения налоговыми органами с участием ОВД выездных налоговых проверок налогоплательщиков (ВНП), плательщиков сборов, налоговых агентов. Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении ВНП не препятствует их самостоятельности при выборе средств и методов, предусмотренных законодательством, контрольных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий.
Сотрудники ОВД принимают участие в ВНП на основании мотивированного запроса налогового органа. Основанием для направления запроса могут являться:
– наличие у налогового органа данных о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах, необходимость их проверки с участием специалистов-ревизоров или сотрудников оперативных подразделений;
– назначение ВНП на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения согласно п. 2 ст. 36 НК РФ;
– необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для проведения конкретных действий по
осуществлению налогового контроля;
– необходимость содействия должностным лицам налогового органа, в случае воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья [22, стр. 308].
Должностные лица налоговых органов совершают действия по осуществлению налогового контроля в соответствии с НК РФ, Законом «О налоговых органах в Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, сотрудники ОВД участвуют в ВНП в соответствии с полномочиями, предоставленными им Законом «О милиции», иными нормативными правовыми актами.
В случае если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты меры по сбору доказательств.

Похожие статьи:

  • Нет похожих записей